Этикет как важнейший компонент внешней культуры личности
Оглавление
Введение
1. История возникновения и структура этикета
2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности с учетом возрастных особенностей
Заключение
Библиография
Введение
О правилах хорошего тона написано множество книг. Быть культурным и воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановки - право и обязанность каждого человека.
Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать: я хочу и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей. Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и свидетельствует культуры чувств. Формы проявления культуры чувств, т.е. формы вежливости, развиваются и видоизменяются исторически – вместе с развитием общества. Поэтому некоторые из них сегодня имеют практический смысл, другие - чисто символический.
Воспитание дисциплины школьников, которым завтра предстоит трудиться и быть в ответе за дальнейшие развитие страны – одна из важнейших задач школы как социального института, учителя, который призван выполнять в ней все более интегральную функцию. Не только осуществлять руководство учебно-воспитательной работой в школе, но и координировать действия родителей, направленные на формирование у школьников ответственного отношения к труду, разумную организацию свободного времени. Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться? Правила существуют повсюду – в любом обществе, в каждом коллективе. Кое в чем они отличаются. Это зависит от условий, в которых живут люди. Зато сейчас существуют правила, каких не знали в старину. Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем. Ребята бывают разные. Есть такие, что не желают считаться ни с какими правилами поведения. Повсюду они ведут себя так, как им хочется и как им кажется удобнее, и не задумываются над тем, каково товарищам сидеть с ними рядом за столом или оказаться вместе в театре. Другие стараются вести себя примерно, но в душе считают, что всякие правила поведения вовсе не так уж необходимы, а придуманы назло детям какими - то скучными дядями и тетями. К сожалению, все чаще выявляются факты грубого нарушений дисциплины учащегося, разрыва между пониманием требований социальных норм и анти - социальными поведенческими проявлениями, которые происходят из - за ослабления внимания педагога к проблеме воспитания дисциплинированности школьников.
Школьники непростительно мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе, о морально - психологическом климате трудового коллектива, об этикете служебных отношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Академик Д.С. Лихачев, справедливо заметил, что « человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодежи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга». Эту лаконичную формулу представляется важным развернуть, шире представить в целостном воспитательно-образовательном процессе.
Всё вышесказанное определило выбор темы научного исследования. Объект исследования - является воспитательный процесс и социальное окружение.
Предмет – использование этикета в формирование общей культуры школьников.
Цель- рассмотреть влияние этикета на формирование культурного уровня школьника.
Задача:
1.Изучить теоретические данные об истории этикета и его значении в современном обществе.
2.Определить уровень знаний этикетных правил у школьников и отношение к их содержанию.
3.Выявить отношения школьников разных возрастных групп к соблюдению правил этикета.
4.Рассмотреть общественное мнение к соблюдению этикетных правил школьниками.
1. История возникновения и структура этикета
Этикет – это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Он представлен материально: в произведениях искусства, ремесла, промышленности. Умение сделать красивую и полезную вещь, элегантно и уместно одеться, вырастить овощи без нитратов – проявление культуры материальной. Духовная культура проявляется в знании литературы, истории, других наук искусств, навыков творчества. В усвоение традиций, постижении идеалов, следовании норм, т.е. правилам, выработанным обществом. Этикет – составная часть общественного порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры – организация поведения людей в обществе. Следуя нормам этикета, человек экономит время, энергию, нервы. Правила этикета, нормы вежливости отражают исторический опыт общения людей и передаются из поколения в поколение. Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых покоится здание этикета. Это – честь, порядочность, совесть, ими нужно дорожить так, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова. Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Поведение – это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. Различают поведение бытовое, преследующее прагматические цели и не имеющие никакого символического значения, и ритуализованное, содержащее определенные символы. Ритуализованное поведение является важной составляющей поведенческой культуры. Ритуал – это порядок обрядовых действий религиозного или гражданского акта. Обряды как совокупность установленных обычаем действий, воплощающих религиозные представления и бытовые традиции, постоянно сопровождали жизнь русского человека. Нередко ритуалом называли различные церемониалы, например ритуал приема послов или похоронный ритуал. Под церемониалом понимается определенный ход церемонии, ее распорядок. Сама же церемония означает установленный порядок совершения какого-либо события. Под понятием нрав подразумеваем характер, присущий человеку. На Руси говорили: « Нравом хорош, да норовом негож». Нравы присущи не только отдельному человеку, но и целому сообществу людей. Основаны нравы на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития. Стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, который складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций и требует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности, называется обычаем. Например, с далеких времен у многих народов существовал обычай гостеприимства. Древние славяне с радостью встречали любого человека и угощали его. Хозяин дома обязан был создать условия безопасности для гостя, в противном же случае его ожидала месть соседей. Обычай почитания старших с древности выражался в уважение к ним, в требовании не перебивать старшего, прислушиваться к его совету, предлагать ему везде и всюду лучшее, почетное место. Таким образом, молодое поколение, не знавшее жизни, принимало опыт старших. О неуклонном соблюдении обычаев свидетельствует русская поговорка « Обычай не клетка – не переставишь».
Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Например, в традиции древних славян пиры – братчины, устраиваемые в честь богов. На братчины как бы приглашали богов, чтобы они становились сотрапезниками людей. Эта традиция в несколько измененном виде перешла и в христианство: на праздник русский человек обязательно приглашал к столу близких, а первое слово говорил в благодарность богу: « Даст бог день, даст бог и пищу». На Руси долгое время сохранялась традиция празднования дня ангела, почитаемого защитником человека, данным ему от бога. Отмечая празднование нового года, мы соблюдаем традицию, заведенную в нашей стране с начала XVIII в. Соблюдение традиций упорядочивает нашу жизнь, и сохранят преемственность развития, утверждая единство прошлого и настоящего как неразрывный процесс. Привычка – сложившийся способ поведения, ставший для человек обычным и постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли ему выполнять и как это следует делать. « Привычку, не рукавичку – говорили в народе, - не повесишь на спичку». Через привычку человек не только реализует себя, но и раскрывает свою сущность. Недаром говорят: « Привычка – вторая природа». Во второй половине XVIII в. В России получило распространение новое понятие поведенческой культуры – этикет, который определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами. Современное понимание слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявление человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Поведенческая культура начала складываться во времена, когда человек, осознав свое место в природе, задумался над важнейшими вопросами выживания в условиях полнейшей зависимости от природных явлений и роли человеческого сообщества и его собственной в этом сообществе. Тогда и возникли первые правила поведения. С развитием эти правила усложнялись, регламентировались, становились определяющими в человеческих взаимодействиях. История оставила немало сведений о развитии поведенческой культуры древних народов. Например, в Древнем Египте примерно в 2350 г. до н. э. появилась книга « Инструкция по поведению». Содержание ее до нас не дошло, но название говорит об общественном интересе к правилам поведения. В античном мире были выработаны церемонии приема чужеземных послов и направления своих собственных посланников в другие земли. Древние греки вручали своим послам жезлы Гермеса (покровителем послов считали греческого бога Гермеса) и инструкции по ведению переговоров – дипломы. К обвитому лавром (знак почета и славы) жезлу сверху прикреплялись крылья птицы, символизировавшие маневренность и быструю подвижность. Римляне выдавали своим послам золотые перстни, являвшиеся знаком мощи римского государства и посланника, которые позволяли беспрепятственно провозить багаж посла через границы государств. В эпоху Средневековья формировались поведенческие правила, отражавшие жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Этикет как органическая часть поведенческой культуры является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой внутри себя. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы. В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Он создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.