Шопенгауэр видит сущность Трагическое в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует трагическое как изначальную суть бытия - хаотическую, иррациональную и бесформенную[8].
Марксизм-ленинизм дал общественно-историческое понимание Трагическое, считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности.[9].
После анализа трудов представленных авторов, возникает ощущения, что в представлениях о трагическом в эстетике существует существенная путаница. Однако понятно одно трагическое – это борьба противоположностей так следует понимать, на наш взгляд, современную категорию трагического в эстетике. Только следует отличать трагическое в жизни и в искусстве. С позиции сотрудника органов МВД нужно воспринимать жизненную сторону, которую следует понимать как случайное выходящее из обычных рамок трагической необходимости, поэтому всегда вызывает горестные чувства. Трагический герой всегда проявляет высокую жизненную активность, которая на какое-то время оказывается сильнее противоборствующих сил, поэтому трагический герой возвышен, такова должна быть, на наш взгляд, жизненная позиция сотрудника органов МВД его понимания трагического в эстетике.
В Средние века – суть трагического не героизм, а мученичество; центральный персонаж тут – мученик. Это трагедия не очищения, а утешения, чуждая катарсису. Логика средневековой трагедии: утешься, ведь бывают страдания горше, а муки тяжелее у людей, еще меньше, чем ты, заслуживающих этого. Такова воля Бога [10].
На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте. На его трактовке трагического лежат глубокие тени Средневековья и сияют солнечные отблески надежд Нового времени. У Данте еще силен средневековый мотив мученичества[11].
Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. Искусство Возрождения и барокко обнажило социальную природу трагического конфликта, утвердило активность человека и свободу его воли. Казалось бы, трагедия Гамлета в тех несчастьях, которые на него обрушились. Но подобные несчастья обрушились и на Лаэрта. Почему же он не воспринимается как трагический герой? Лаэрт пассивен, а Гамлет сам сознательно идет навстречу неблагоприятным обстоятельствам.[12].
Итак, В античной трагедии необходимость осуществлялась через свободное действие героя. Средние века преобразовали необходимость в произвол провидения. Возрождение совершило восстание против необходимости и против произвола провидения и утвердило свободу личности, что неизбежно оборачивалось ее произволом. Ренессансу не удалось развить все силы общества не вопреки личности, а через нее; и все силы личности – через общество и во благо ему.
В эпоху классицизма из нерасторжимого и нерасчлененного ранее единства трагедия вычленила как самостоятельные начала общественное и индивидуальное в характере героя. Трагедия раскрывает смысл жизни. Для героя эпохи классицизма смысл жизни раздвоен: он и в личном и в общественном счастье человека.[12].
Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и общества. В трагедии Пушкина «Борис Годунов» заглавный герой хочет использовать власть на благо народа. Но на пути к власти он совершил зло – убил невинного царевича Димитрия. И между Борисом и народом пролегла пропасть отчуждения, а потом и гнева. Пушкин показывает, что не существует зла во благо, слезинкой, а тем более кровью ребенка нельзя достичь всеобщего счастья. Могучий характер Бориса напоминает героев Шекспира. Однако у Шекспира в центре трагедии – личность. У Пушкина – судьба человеческая – судьба народная; деяния личности впервые сопрягаются с жизнью народа. Народ – и действующее лицо трагедии истории и высший судья поступков ее героев, таким образом, гений Пушкин так де приложил свою руку в прямом и переносном смысле в осмыслении понятия трагического.
Какова же, наконец, сущность трагического, «Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. На нем холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, в этой пограничной ситуации ярче видны краски мира, его эстетическое богатство, чувственная прелесть, величие привычного. Для трагедии смерть – момент истины, когда отчетливей проступают, правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования.
Итак, трагическое 1) раскрывает гибель или тяжкие страдания личности; 2) показывает невосполнимость для людей ее утраты; 3) утверждает бессмертие погибающей личности (бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа, в жизни людей находят свое продолжение общественно ценные начала, заложенные в человеке и его деяниях, а для религиозного сознания погибающего ждет потустороннее бытие, так же зависящее от общественно ценного – праведного прижизненного бытия); трагедия – всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни; 4) выявляет активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 5) дает философское осмысление состояния мира и смысла жизни человека; 6) вскрывает исторически временно неразрешимые противоречия; 7) трагическое в искусстве рождает чувство скорби (по поводу гибели героя), сочетаемое с чувствами торжества и радости (по поводу его нравственного величия и бессмертия); 8) оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис).[13].
Сделаем определённые выводы: Философы, пытаясь раскрыть сущность трагического, рассматривали такие проблемы, как свобода и необходимость, смерть и бессмертие, трагическая вина, и т. д. В процессе осмысления трагического трагедия как драматургический жанр искусства была разделена на типы: трагедия судьбы, трагедия характера, трагедия абсурда. Для того чтобы избежать смешения понятий, надо категориально различить «трагическое» и «трагедию». «Трагическое» как эстетическая категория, которая отражает одну из сторон эстетического сознания, понимается здесь в двух неразрывных, но относительно самостоятельных значениях: как трагическое в действительности и трагическое в искусстве.
1.2 К вопросу о соотношении трагического и героического
ХХ век - век величайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен, создающих то в той, то в другой точке земного шара сложнейшие напряжённейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для наших современников в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Другую сторону состояния мира охватывает эстетическая категория героического Взаимодействие трагического и комического наиболее полно соответствует духу эпохи и состоянию мира. Не случайно все высшие художественные ценности, по которым потомки будут судить о нашей эпохе и её искусстве полны комедийного или трагедийного пафоса. Во время культовых празднеств в честь богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскресения. По мере нарастания общественных противоречий природная основа мифов усложнилась и более социализировалась: со смертью и воскресением богов стали связывать упования на избавление от земных страданий, надеждой на вечную жизнь.
Издревле человек не мог смириться с небытием: размышления о смерти приводили к идее бессмертия, в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом. Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живущего и даже торжествующего зла, а трагедия утверждает бессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя.
В жизни людей трагическое и героическое переплетено между собой, один и тот же факт может быть для одного человека героическим, а для другого трагичным.
В своей служебной деятельности сотрудники ОВД чаще, чем кто-либо сталкиваются с трагическим. Это гибель сослуживцев, товарищей при выполнении своего долга, это необходимость, чуть ли не ежедневно, выезжать на место преступления и т.д., встречаться с родственниками сослуживцев, погибших от руки бандитов или террористов. Это работа в следственных судебных органах, в местах исполнения наказания, где особенно наглядно проявляются противоречия между требованиями общества, закона и желаниями, потребностями отдельных личностей.
Как эстетическая категория трагическое в деятельности сотрудников ОВД представлена в публикациях в прессе, в художественных произведениях, в документальных и художественных фильмах, отражающих эту деятельность.
При этом читатель, зритель испытывает не только сострадание к жертвам, восхищение героизмом работников ОВД, но и если это талантливо написанный очерк, снятый фильм переживает катарсис (очищение), что являлось необходимым условием греческой трагедии.
Сотрудники ОВД зачастую сталкиваются не только с трагедиями и с трагическим в чистом виде, но и в его диалектике с героическим. Например, это может выражаться в несоответствии повода к совершению преступления и его последствия. Особо жестокое убийство может быть совершено потому, что жертва преступления обозвал убийцу смешной «кличкой», показавшейся тому оскорбительной. Тесное переплетение трагического и героического особенно наглядно проявляется в практике следователей, участковых, которым приходится расследовать преступления, совершённые на бытовой почве, разбирать дрязги соседей, возникающие по мелочным смешным поводам. Диалектику трагического и комического мы можем увидеть в работе самих сотрудников ОВД, не всегда являющимися грамотными и компетентными специалистами, которые могут, например, составляя протокол осмотра места происшествия написать: «На месте преступления был обнаружен труп 28 лет, который при жизни был мужчиной».