Смекни!
smekni.com

Понятие, виды и функции дизайна (стр. 6 из 7)

40. Вещь как знак

Вещь – предмет, сотворенный чел-м, предмет «искусственного» происхождения. Словом «вещь» обозначается всякий ограниченный в пространстве и во времени макрообъект, котор. придана определ-я внутренняя и внешняя форма. Вещь – это изготовленный человеком предмет, предназначенный удовлетворять те или иные человеческие потребности. Вещью называют неодушевленный объект.

Существует психологическая ориентация человека на саму вещь, которая становится для него ценностью не только в материальном, но и в духовном смысле. Способностью вещи быть носителем подобной информации удовлетворяется духовная потребность в вещи, часто связанная с ее эстетической сущностью.

Вещь наделена общественными свойствами. Учение об обществ-х свойствах вещей послужило теоретич-м основанием для разработки теории аксиологии (ценностный подход). Аксиологический подход к дизайну будет более эффективным, если ассимилирует в себе те методы и приемы, какие сегодня намечаются при семиотическом исследовании различных явл-й культуры. Такой подход позволяет осмыслить особые функции вещи, кот. называются знаковыми.

Знаком в семиотике называют предмет доступный только для восприятия органа, для которого он выступает в качестве знака, и представляющий некоторый другой предмет. Эту способность одного предмета представлять другой называют предметным значением знака.

Значение знака, помимо предметного, бывает еще смысловым и экспрессивным. Смысловое знач. знака - это то, что понимает под знаком, пользующийся им человек. Экспрессивное знач. знака - это выражаемые с его помощью чувства и эмоции человека, употребляющего знак.

Знаки - это информац-е сигналы культурного сообщения людей, действующие внутри соц-го организма. Существуют разные «языки» знаков. Культуру в целом можно рассматривать как подобную вторичную моделируемую знаковую систему.

41.Эстетическая организация формы как способов кодирования психологических и социально-культурных значений

Форма вещи становится знаком, когда ей сопутствует тот или иной код, хотя бы неосознанно усвоенный человеком.

Любой код можно отнести к одному из 2-х типов:

1) Значение строго оговорено, код будет однозначным. Называется конвенциональным.

2) Коды, оставляющие относительный простор для его интерпретации. Называются слабыми, вероятностными.

Код, с котор. чел-ку приходится сталкиваться для понимания «языка» большинства утилитарных вещей, относится ко 2-му типу. Формирование и использование такого кода часто реализуется на основе эстетической ценностной ориентации.

Эстетическое не является чисто вещественной данностью, натуралистической предметностью, но чувственные, вещественные его характеристики выступают как носители некоторого смысла. С этим связано понятие выразительности. Выразит-ть – это способность предмета, запаха, цвета одним словом, материального явления замещать собой или представлять другой предмет, состояние, качество, мысль, настроение и т.п., и оказывать эмоц-е воздействие на чел. Значением, сообщаемым потребителю через эстетически выразительную форму, оказывается общественная ценность вещи.

42. Семантика мира вещей и дизайна

Значение вещи, ее смысловое содержание, характер информации, котор. она способна в себе нести и передавать, есть переменные величины, зависимые как от особенностей ее материал-го бытия, так и от усл-й социально-исторического существования людей, от характерных для каждого культурно-истор-го типа личности, мироощущения и мировосприятия.

Если вещи в своей подлинно культурной значимости выступают в кач-ве средств связи между творцом и потребителем, если они несут потребителю ту информацию, котор. заложил в них творец, если они выступают как овеществление умений, навыков и стремлений чел-ка, то вещь как престижный знак утрачивает подобную коммуникативную способность. Вместо связи «потребитель-потребитель» вещь информирует лишь о соц-м статусе своего владельца.

Гуманистически настроенные дизайнеры стремятся более широко подойти к символике вещи. Вообще нужно говорить не о единичных эстетич-х знаках вещей, а об эстетич-й знаковой системе. Только на уровне обобщенности и существует выразительный язык вещей как определенная семиотическая система.

43 Этапы художественно-конструкторского анализа промышленных изделий

Художественно-конструкторский анализ предполагает исследование 4 осн. показателей, без наличия котор. промышл-е изделие не может отвечать современным требов-м технич-й эстетки:

1) Производственные качества.

2) Потребительские качества.

3) Эстетические качества

4) Соответствие современным общественным требованиям.

Анализ производится по 3 этапам:

1) Подготовительный этап, или предварительный анализ.

2) Анализ изделия.

3) Заключение по анализу, рекомендации.

44.Факторы связи объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой

Одним из принципов дизайнерского проектиро-я явл. учет конкретных условий окружающей среды. Все вещи, создаваемые человеком, не могут существовать сами по себе. Все они будут находиться в определ-х конкретных условиях, в определ-й среде:

декоративные вазы, фонтаны, скамьи, фонари и т.п .- в условиях парков и скверов городской застройки;

флагодержатели, вывески, реклама и др. - на фасадах зданий; меблеосветительная арматура, декоративные ткани и др. - в определенном жилом или общественном интерьере;

значки, броши, серьги – на том или ином человеке, на том или ином костюме и т.д.

В каждом конкретном случае эта среда различна и будет сказываться на решении находящихся в ней предметов.

Это зависимость многогранна, касается как утилитарно-функциональных, так и художественно-композиционных сторон.

45.Влияние окруж-й среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта

- Объёмно-пространственное решение предмета, его форма зависит от полож-я предмета в пространстве

- Объёмно пространственное решение предмета, его форма зависит от формы и размеров окружающего пространства

- Объёмно- пространственное решение предмета, его формы, размеров и количества компонентов( предметов), составляющих окружение

- Объёмно-пространственное решение предмета, его форма зависит от конкретных условий применения.

46. Влияние окруж-й среды на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта

Материал, отделка, обработка:

- Выбор материала, отделки и хар-р обработки поверхности предмета зависят от усл-й эксплуат-ии

- Выбор материала, отделки и хар-ра обработки поверхности предмета зависят от «образного» содерж-я и характера окружающей среды

- Выбор материала, отделки и хар-ра обработки поверхн-ти предмета завис. от местополож-я в окруж-й среде

- Выбор материала, отделки и хар-ра обработки поверхн-ти предмета зависят от эксплуатац-х и др. требов-й, выдвигаемых конкретными условиями

Цветовое решение предмета:

- Цветовое решение предмета зависит от общей гаммы окружающей среды

- Цветовое решение предмета зависит от роли предмета в общем композиционном замысле

- Цвет. решение предмета зависит от роли, места и знач. предмета в общем технологич-м процессе

- Цветовое решение предмета зависит от характера и «образного» содержание среды

- Цвет. решение предмета зависит от психофизиологич-х требов-й, обусловленных конкретными условиями (климатом, освещением, температурным и влажностным режимами, шумом и др.)

- Цветовое решение предмета зависит от размеров окружающего пространства.

47. Влияние окружающей среды на образный и стилевой характер объекта

-На стилевой характер предмета влияет характер взаимодействия со средой

-На стилевой характер предмета влияет его место и роль в предметной среде

48. Стандарт как элемент системы проектирования

Стандарт прочно вошел в нашу жизнь. Нас окружают стандартные вещи. Если стандарт исчезнет, с ним исчезнет массовое машинное производство. Стандарт делает дорогую вещь дешёвой.

Стандартизация – это экономия труда, времени и средств, методов, устанавливающие четкие и жесткие требования к качеству и регулированию качества изделий.

49. Эстетическая информация и стандарт

Информация, которую получает чел., может быть логич-й и эстетич-й .Произведения дизайна и архит-ры несут в себе не только логическую, но и эстетическую информацию.

Один из основоположников кибернетики У. Росс Эшби в своей книге «Введение в кибернетику» указывает на то, что информация не отделена от разнообразия. Согласно Эшби, множество, у котор. все элементы одинаковы, содержит минимальное количество элементов, т.е. всего один. Всякая стандартная продукция одинакова. Но не совсем. Всё принимает совсем иной оборот, если иметь в виду не логическую, а эстетическую информацию.

Ряд одинаковых колонн. Одна колонна производит меньше впечатление по сравнению с множеством колонн. В данном случае повтор одинак-х элементов не сводит кол-во информации к нулю, а увеличивает его. А если представить ряд разных колонн логич-я информация возрастает во много раз, а эстетич-я уменьшается. Это не целостная колоннада, а разные колонны поставленные в один ряд.

50. Стандарт как средство гармонизации в структуре дизайн-объекта

С помощью стандарта можно гармонизовать структуру дизайн-объекта, т.к. можно привести к единому знаменателю визуальную форму, ввести связанные между собой элементы формы, а если форма состоит из раздробленных эл-ов, это приводит к ухудшению уровня объекта.

Среди кибернетиков наметилось два противоположных течения. Одни считают, что каждый элемент системы должен с самого начала выполнять строго определенные функции. Здесь предполагается четкая, заранее продуманная программа действий. Другие исходят из прямо противоположной точки зрения. Они полагают, что необходимо отказаться от строгой определенности в конструкции машин. Необходимо отказаться от строгого разделения труда между машинами. Система должна состоять из очень большого числа пусть даже ненадежных элементов, с неопределенными вначале функциями.