На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласия остальных членов семьи нанимателя и наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
На сегодняшний день вопрос о соответствии приведенного выше положения ст. 70 ЖК РФ Конституции РФ не ставился. Однако соответствие положений ст. 54 ранее действовавшего ЖК РСФСР Конституции РФ было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по жалобе гр. Ситаловой Л.Н. в 1995 году.
По делу было установлено, что Л.Н Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении вместе с дочерью и зятем. После смерти родителей В.Н. Кадеркина поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила. В жалобе Л.Н. Ситаловой был поставлен вопрос о нарушении ее конституционного права на жилище законом, примененным в ее деле (ст. 54 ЖК РСФСР), (70 ЖК РФ).
В Постановлении Конституционного Суда РФ по данному делу говорится, что предметом рассмотрения по данной жалобе не являются нормативные акты о прописке. Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года было признано, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства путем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным. В Заключении «О разрешительном порядке прописки граждан» от 11 октября 1991 года Комитет конституционного надзора СССР признал нормативные правовые акты о прописке, в части, ограничивающей права граждан, неконституционными[8].
Далее в Постановлении указывается: «Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права (права на жилище), обязан следовать требованию ст. 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации о недопустимости умаления законами прав и свобод человека и гражданина». Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. «Противоречива, – говорится далее в Постановлении Конституционного Суда РФ, – судебная практика применения ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР (ст. 70 ЖК РФ). При юридически сходных обстоятельствах дела этой категории разрешаются судами по-разному, что влечет для граждан неодинаковые правовые последствия».
Возможность произвольного применения закона является нарушением провозглашенного Конституцией РФ равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19).
«…Из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.
Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР (ст. 70 ЖК РФ) как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, приводит к нарушению ст. 18, 19 (ч. 1), также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1), и не согласуется с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 Конституции РФ. Вместе с тем часть вторая ст. 54 ЖК РСФСР (ст. 70 ЖК РФ) пользование жилым помещением, не противоречит указанным конституционным нормам!»[9].
Тем самым, закон связывает жилищные права и обязанности только с фактом совместного проживания членов семьи, ведения ими общего хозяйства, но отнюдь не с пропиской (или регистрацией), которая в жилищном законодательстве как категория вообще не фигурирует.
Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами.
Жилые дома и другие жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, поэтому наниматель и члены его семьи должны использовать жилое помещение в соответствии с его назначением.
В случае выбытия нанимателя и членов его семьи из занимаемого жилого помещения на другое постоянное место жительства они утрачивают право на жилое помещение. В случае временного отсутствия нанимателя либо члена его семьи (либо всех членов семьи) право на жилое помещение сохраняется и на время их отсутствия.
Вопросы сохранения жилой площади за временно отсутствующими регламентируются ст. 71 Жилищного кодекса РФ. Предусматривается, что Временное отсутствие нанимателя жилого помещения, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
Конституционный Суд РФ признал, что временное отсутствие нанимателя или членов его семьи само по себе не может служить основанием лишения их права пользования жилым помещением. Ограничения права пользования жилым помещением могут повлечь за собой такие действия нанимателя или членов его семьи, которые со злоупотреблением ими своими правами или невыполнением возложенных на них обязанностей и при этом непосредственно нарушают права и законные интересы других лиц.
Наниматель или член его семьи, не проживающий в жилом помещении свыше шести месяцев, теперь не может быть только по этому основанию признан утратившим право на жилое помещение. В случае спора дело подлежит разрешению в суде по иску об утрате им права на жилое помещение либо по другому основанию. В случаях временного отсутствия нанимателя (одного из членов семьи) или всех членов семьи временно отсутствующие сохраняют права и несут обязанности по договору социального найма (ст. 71 ЖК РФ).
Жилые помещения сохраняются за временно отсутствующими гражданами и в случаях: призыва на военную службу – течении всего времени прохождения военной службы по призыву; поступления на военную службу по контракту – в течение первых пяти лет прохождения военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования); временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских экспедиций и т.п.), в связи с командировкой за границу либо с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) – в течение всего времени выполнения данной работы или обучения; помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) – в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью органами местной администрации; выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна (попечителя) – в течение всего времени выполнения этих обязанностей; выезда для лечения в лечебно-профилактическом учреждении – в течение времени пребывания в нем; помещение в лечебно-трудовой профилакторий – течении всего времени нахождения в нем; заключения под стражу – течение всего времени нахождения под следствием и судом; осуждения к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке или высылке – до приведения приговора в исполнение. Законодательством устанавливаются также другие условия и случаи сохранения жилого помещения за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок.
В случае временного отсутствия право на пользование жилым помещением должно сохраняться за нанимателем и членами его семьи при условии, что наниматель и члены его семьи добросовестно выполняют свои обязанности по договору найма, не злоупотребляют своими и не нарушают жилищные права других граждан. Следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что ограничение (лишение) права пользования жилым помещением может повлечь только «такие действия нанимателя или членов его семьи, которые сопряжены со злоупотреблением ими своими правами или не выполнением возложенных на них обязанностей и непосредственно нарушают при этом права и законные интересы других лиц»[10].
Жилищным кодексом РФ предусмотрено сохранение жилых помещений за гражданами, временно отсутствующими по условиям и характеру работы, в связи с командировкой или обучением. Наниматель или члены его семьи могут временно выехать в другую местность в связи с заключением трудового договора (контракта), который по закону (ст. 58 ТК РФ) может быть заключен на неопределенный срок либо на определенный срок не более пяти лет.
За нанимателем и членами его семьи жилое помещение сохраняется в случае выезда в командировки, на время выполнения государственных и общественных обязанностей, связано с временным отсутствием в жилом помещении (например, выезда в суд, органы дознания, следствия и прокуратуры другого города для участия в качестве свидетеля, народного заседателя и присяжного заседателя, эксперта и т.д.), а также в связи с обучением и др.