Кроме того, должны быть применены к нарушителям меры предупреждения или общественного воздействия (например, его поведение было предметом рассмотрения органов милиции, прокуратуры, суда или административной комиссии). Если такие меры не были приняты (причем они должны оказаться безрезультатными, т.е. лицо новым противоправным деянием должно показать, что оно не собирается исправляться), то выселение по данному основанию невозможно.
Виновное поведение лица может выразиться не только в активных действиях, но и в форме бездействия, неисполнения каких-либо обязанностей. Разумеется, необходимым условием для применения ст. 91 ЖК РФ является наличие причинной связи между поведением лица и наступившими вредными последствиями.
Порча или повреждение жилого помещения может выразиться в разных формах: в повреждении стен, полов, оборудования дома, жилых комнат и мест общего пользования и т.д. Имеют место случаи сдачи занимаемых жилых помещений в аренду производственным и торговым фирмам, самоуправного переустройства квартир, содержание в них животных и т.п.
Выселение без предоставления другого жилого помещения производится также в случае, если наниматель, и члены его семьи или другие совместно проживающие вместе с ним лица используют жилое не по назначению. Жилые помещения предназначены для постоянного проживания в них (ст. 17 ЖК РФ). Закон требует, чтобы граждане использовали жилое помещение в соответствии с его назначением.
Использование жилого помещения не по назначению – самостоятельное основание для выселения и не может сводиться к систематическому нарушению правил общежития или разрушению помещения. Следовательно, хотя бы от этого не страдали соседи или проживающие с ответчиком лица либо помещение не подвергалось разрушению или порче, лицо, использующее жилое помещение не по назначению, подлежит выселению.
Использование жилого помещения не по назначению может выразиться в различных формах. Прежде всего, это организация в нем производства, опасного для жизни и здоровья других граждан, проживающих совместно с ним или по соседству. Кроме этого, может выразиться в превращение жилого помещения в подсобное, в место для содержания животных, использование жилого помещения в качестве овощехранилища, и т.п., т.е. фактически, превращение жилого помещения в нежилое, что возможно только в специальном порядке (Глава 3 ЖК РФ).
Выселение без предоставления другого жилого помещения возможно также в случае, если наниматель, члены его семьи или другие проживающие с ним лица систематическим нарушением правил общежития делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными. Выселение по данному основанию, в принципе, не так часто применяется, поскольку граждане обычно добросовестно относятся к своим обязанностям по соблюдению правил общежития.
Нарушение правил общежития может выражаться в: оскорблении других жильцов квартиры или дома, унижении их человеческого достоинства, хулиганских выходках, драках, повреждении мебели и пр.
Выселению подлежит совершеннолетнее лицо, которое своим поведением создает невозможность совместного проживания с ним. Кроме того, такая невозможность должна быть не субъективной, а объективной, т.е. должно быть установлено, что другие жильцы не могут проживать с ответчиком не в силу своих субъективных качеств, свойств характера или повышенных требований к соседям, а именно в силу невыносимых действий лица, нарушающего правила общежития.
Ссылка на неуживчивость характера без наличия серьезных нарушений правил общежития не является основанием для выселения.
Семейный кодек РФ (ст. 71), предусматривая последствия лишения родительских прав, устанавливает, что вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских права, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.
Согласно ст. 91 Жилищного кодекса РФ лица, лишенные родительских прав, если совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Приведенное правило впервые включено в закон, и очень важно для защиты прав несовершеннолетних. Основная его задача состоит в том, чтобы уберечь детей от пагубного влияния лица, лишенного родительских прав (или ограниченного в родительских правах), создать им надлежащие условия для проживания.
Для удовлетворения требования о выселении таких лиц необходимы два условия: 1) суд должен принять решение о лишении родительских прав по отношению к совместно проживающим с ним; 2) должно быть признано невозможным совместное проживание родителей с детьми в жилом помещении. Доказательства в подтверждение невозможности совместного проживания могут быть представлены органами опеки и попечительства, жилищными органами, опекуном (попечителем), родственниками и т.д. либо получены судом при рассмотрении дела о выселении путем допроса свидетелей, исследования других доказательств.
С учетом довольно широко распространенной практики принудительного обмена жилыми помещениями, в целях ликвидации жилищных конфликтов закон (ст. 72 ЖК РФ), исходя из гуманных соображений, предусматривает, что взамен выселения без предоставления другого жилого помещения суд может обязать соответствующие лица произвести обмен занимаемого жилого помещения на другое помещение, указанное заинтересованной стороной. Эта норма имеет весьма важное значение для разрешения жилищных конфликтов, так как позволяет судам в определенных случаях не прибегать к такой крайней мере воздействии, как выселение.
Принудительный обмен возможен с соблюдением общего порядка обмена, установленного законом.
При отказе лица, виновного в создании обстановки невозможности совместного проживания, от обмена оно может быть выселено без предоставления другого жилого помещения.
Заключение
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Одной из самых распространенных на практике форм реализации гражданами права на жилище это – получение жилья по договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Практически каждый гражданин России на протяжении своей жизни сталкивается с жилищной проблемой, и получение жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма для многих является единственной возможностью улучшить свои жилищные условия.
Важнейшие положения о договоре социального найма жилого помещения урегулированы в настоящее время нормами Гражданского и Жилищного кодексов.
В настоящее время у государства отсутствуют реальные финансовые возможности по бесплатному обеспечению жильем всех, кто формально не имеет определенной законом нормы площади жилья. Складывается ситуация, при которой гражданин может иметь в собственности жилые дома, квартиры, однако, будучи «прописанным» в коммунальной квартире – состоит на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеет право получить от государства бесплатно квартиру.
Ранее жилые помещения из фонда социального использования предоставлялись исключительно тем, кто реально нуждался в жилье и не имел иных возможностей, кроме получения квартиры бесплатно, для улучшения своих жилищных условий. В настоящее время в законодательстве оснований, условий обеспечения граждан Российской Федерации жильем по договору социального найма. Четко определены категории населения, имеющие право на получение жилья по договору социального найма. Основным условием предоставления жилых помещений из фонда социального использования по договору социального найма стало материальное положение гражданина, а не обеспеченность жилой площадью по месту регистрации.
Договор социального найма жилого помещения – договор возмездный. Наниматель обязан оплачивать жилье и коммунальные услуги. Однако действующее законодательство недостаточно подробно регулирует вопросы оплаты жилья. На практике, у большинства граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма, постоянно возникает вопрос: «За что мы платим?».
Органами, устанавливающими ставки и тарифы оплаты жилья и коммунальных услуг в жилых помещениях, занимаемых по договору социального найма, являются органы местного самоуправления. До сегодняшнего времени не существует единой утвержденной методики определения размеров ставок и тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. В соседних муниципальных образованиях, при абсолютно одинаковых экономических условиях могут существовать ставки и тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг, значительно отличающиеся друг от друга.
Жилищный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ предусматривают, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Тем не менее на протяжении всего времени действия данного положения письменная форма договора социального найма так и не получила распространения на практике. Письменную форму договора по-прежнему заменяет решение (постановление), которое де-факто предоставляет гражданину право на вселение в жилое помещение по договору социального найма.
Согласно требованиям гражданского законодательства несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет её недействительность, если законом не установлено иное. Считаю, что для договора социального найма жилого помещения должны быть законом установлены правила, при которых несоблюдение простой письменной формы договора социального найма жилого помещения, влечет его недействительность. Такой подход позволил бы, в первую очередь, защитить права и законные интересы нанимателей и членов их семей, которые получили бы возможность подробно ознакомиться со своими правами и обязанностями по договору. Наличие письменного договора помогло бы жилищно-эксплуатационным организациям и органам местного самоуправления усилить управленческий контроль в жилищной сфере, повысило взаимную ответственность сторон при использовании жилищного фонда социального использования.