Тезис должен быть предельно конкретным. Сформулированный «вообще», он может быть просто неверным, например: «Ученые оторваны от жизни» или «Все предприниматели — жулики».
2. Тезис подкрепляют аргументами, или доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем?» Основанием доказательства могут быть совокупность фактов; статистические данные; теоретические положения, например экономические законы; суждения, основанные на житейском опыте и т.д.
3. Третий элемент обоснования — демонстрация — показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как доказываем?» Она демонстрирует ход наших рассуждений.
Доказать можно непосредственно, путем наблюдения, и посредством рассуждений, то есть логических умозаключений.
3. Цель и идеи выступления
В зависимости от отношенияслушателей к вопросу определяем цель выступления:
проинформировать;
• объяснить;
• заинтересовать;
• убедить;
• переубедить;
• побудить к действию;
• воодушевить и т.д.
Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.
С древнейших времен в зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей:
1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные).
2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию).
3. Развлекательные.
4. Сокровенные.
Определив цель выступления можно сформулировать его основную идею и название. Чем короче выступление, тем важнее подчинить его раскрытию основного тезиса — «царствующей мысли», как выражался М.М. Сперанский. Вызывает сочувствие человек, который долго пробивается к трибуне, получает, наконец, свои десять минут, что-то сумбурно доказывает, а услышав, что его время истекло, кричит: «Так я же не сказал, что хотел!»
Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы. Этот военный термин очень точно отражает суть проблемы: неверна стратегия — словесные залпы окажутся холостыми. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение «целевая установка»). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. Например: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том, что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.
Задача выступления = цель + основная идея
4. Построение выступления
Как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления — расположение материала и соотношение его отдельных частей.
Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение.
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления — введение в тему. Вступлению отводится 5—10% времени всего выступления. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д. В основной части излагается сама тема.
Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности.
Второй принцип композиции — усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.
Третье требование к композиции — экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами:
1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления.
2. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения:
1) ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем;
2) концентрический — рассмотрение данного явления со всех сторон;
3) спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении;
5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории;
6) дедуктивный — переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого;
7) индуктивный — переход от анализа фактов, явлений к обобщениям;
8) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий;
9) анализ проблемы.
На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.
Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает.
Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего». Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.
Самые распространенные композиционные недочеты выступления:
1) нет вступления или оно слишком затянуто;
2) изложение не подчинено главной идее;
3) непоследовательно или неинтересно построено изложение;
4) используется всего один-два приема изложения;
5) несоразмерность материала выступления;
6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: «Заканчивая свое выступление...».
В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом. Завершить выступление помогает концовка — пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т.д. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин (первые фразы) связан с концовкой — это так называемая рамочная структура выступления.
5. Успешное выступление
Красноречие — это дар, позволяющий
нам овладеть умом и сердцем собеседника,
способность втолковать ему или
внушить ему все, что нам угодно...
Ж. Лабрюйер
(французский писатель XVII в.)
Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.
Что может мешать установлению контакта? Чаще всего возникновение барьеров восприятия. - Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.
Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт.
Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Непроизвольное, или неволевое, внимание возникает всякий раз, когда:
1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным;
2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.
Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.
Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.
Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной устойчивостью. Если говорить о слушании, произвольное внимание зависит от сложности вопроса и физического состояния слушающих.