Содержанием норм профессиональной этики журналиста являются кодексы.Первым сводом этических правил является Декларация принципов поведения журналиста, действующая на международном уровне и принятая в 1954 году. Этот документ в основном дает общие сведения, делает упор на честность журналиста в области приобретения и распространения информации, не углубляясь в частности. В нашей стране Кодекс профессиональной этики был составлен 3 июня 1994 Союзом журналистов и одобрен Конгрессом журналистов России (Приложение)[12].Кодекс этических норм 1996 года, принятый Обществом профессиональных журналистов более подробно рассматривает области, в которых журналист может столкнуться с нравственным выбором. В преамбуле кодекса обозначается то, что «добросовестный журналист – тот, кто честно служит интересам общества», а основные главы убеждают журналистов «искать истину и нести её людям», «сводить ущерб к минимуму» (например, быть осторожным в работе с пострадавшими), «действовать независимо» и «быть подотчетным», то есть нормально реагировать на критические высказывания в адрес СМИ и следить за соблюдением этических норм других журналистов.Помимо международных и российских документов, существуютузконаправленные кодексы. Например, Декларация Московской хартии журналистов, в которой также освящаются вопросы ответственности, невозможности злоупотребления служебным положением, клеветы, плагиата и политической ангажированности.В большей степени, кодексы предписывают, что обязан делать журналист, при этом, не нарушая профессиональную мораль. Однако, в кодексах прописано не только, что можно и нужно делать профессионалам, но и акцентируется то, что нельзя. В российской Хартии телерадиовещателей прописывается подпункт действий, несовместимых с нормами цивилизованной журналистики, это и получение информации обманным путём, и зависимость от чьих-либо интересов, и распространение информации в форме, вызывающей панику и беспорядке. Также в Хартии, в отличие от других документов, большее внимание уделяется языку эфира, контролю над сценами жестокости, обозначены пункты общественного интереса, которым обязан следовать журналист[13].Несмотря на небольшие различия, основным элементом в каждом кодексе остаётся пункт о честном и правдивом распространении информации, следовании интересам общества, а не каких-либо третьих лиц.
Эти правила не являются абсолютными – в принципе, у каждой крупной газеты есть свой "кодекс чести журналиста", хотя большая часть правил одинакова у всех. Существующее законодательство требует выполнять часть этих правил (например, не распространять клевету, не призывать к нарушению закона и т.п.), но часть опирается лишь на добрую волю журналиста.
Лучше всех, на мой взгляд, сформулировал идею "кодекса чести журналиста" британский газетчик Дэйвид Рэндалл – он сказал, что это "свод правил, которых должен придерживаться (либо стыдиться того, что не придерживается) каждый уважающий себя журналист"[14].
Следование правилам журналистской этики зачастую избавляет автора от возможных проблем с представителями закона (как, впрочем, и с их антиподами), работает на его репутацию и позволяет ему, хоть это и звучит несколько напыщенно, не утратить чести и сохранить самоуважение. Правда, нужно это далеко не всем. В России, как, впрочем, и в других странах, выходят "желтые" газеты, журналисты которых напоминают детей, плюющих с балкона на головы прохожих, поскольку найти себе более интересное занятие они не в состоянии. Однако серьезный журналист, являющийся (или желающий стать) профессионалом, сознающий свою ответственность перед читателями – такой человек приложит все силы к тому, чтобы не нарушить правила профессиональной этики.
Единого списка правил "кодекса чести журналиста" не существует, но практически каждый список включает в себя следующие пункты[15]:
1) Исходить из фактов.
Это первое – и самое главное правило, основа основ журналистской этики. Суть работы журналиста в том, чтобы сообщать читателям факты – и на этом фундаменте он должен строить свои материалы. Да, разумеется, автор может анализировать, выдвигать гипотезы, полемизировать, призывать к тем или иным действиям – но все это опирается на факты. Грубо говоря, журналисту не позволено иметь собственного мнения, если он не может подкрепить его фактами. Иначе это просто не журналистика. Если автор любит придумывать истории, пусть пишет фантастику. Если автор любит убеждать людей, воздействуя на их эмоции, он может заняться рекламой или PR. Журналист – будь то репортер, "новостник", специалист по журналистским расследованиям или спортивный комментатор – работает в первую очередь с фактами.
2) Представлять интересы читателей и газеты– и только их.
Если же человек представляет в газете или журнале интересы своей партии, движения, фирмы, организации, церкви и т.п., он занимается не журналистикой, а пропагандой
В крупных западных газетах, стремящихся быть святее Папы Римского, журналистам вообще запрещают принимать участие в какой бы то ни было политической и общественной деятельности. Если же человек является членом какой-то организации, ему не позволят писать о ней. Католику не разрешат писать о визите Папы Римского в США, члену республиканской партии не позволят освещать скандал, в котором замешаны политические деятели-республиканцы, репортеру, которого видели на демонстрации против абортов, впредь не дадут писать на тему абортов и т.п.
В российской прессе, насколько мне известно, правила не столь строгие, но ответственный журналист сам не позволит своим пристрастиям повлиять на объективность изложения фактов.
3) Работа над статьей должна быть честным поиском правды.
Собирая материал для статьи, журналист не должен стараться любой ценой доказать или опровергнуть какую-то определенную точку зрения. Это вовсе не значит, что автор не может начать сбор фактов, чтобы попытаться доказать какую-то свою гипотезу. Но если факты, которые ему удалось собрать, противоречат его гипотезе, журналист должен отказаться от этой точки зрения, не пытаясь "доработать напильником" собранную информацию, чтобы подогнать факты под свою теорию.
4) Журналист не должен служить причиной событий.
Порой журналисты сами создают события: военный корреспондент может режиссировать какие-то столкновения (например, сейчас в зоне конфликта палестинцев с израильтянами нередко бывает так, что сперва на место приезжает арабская съемочная группа, расставляет аппаратуру – и только потом появляются боевики), "скандальный" журналист может подослать проститутку к какой-либо знаменитости и т.п. Разумеется, такие действия строжайше запрещены этическим кодексом.
5) Нельзя получать информацию обманным путем.
Этот пункт, вероятно, наиболее спорный. Очевидно, что информация, которую журналист получит, сообщив о том, что он готовит материал для газеты, скорее всего, будет отличаться от той информации, которую он получит, представившись кем-нибудь другим. С одной стороны, если человек говорит с журналистом свободно, как с любым другим человеком с улицы, он вряд ли будет следить за документальной точностью и корректностью своих слов, где-то приврет, что-то скроет... одним словом, полученная от него информация будет не вполне достоверной. С другой стороны, есть вещи, которые человек никогда не скажет (или не сделает), если будет знать, что имеет дело с журналистом. Так, если журналист хочет проверить, правда ли, что в каком-то баре регулярно обсчитывают клиентов и заменяют дорогие спиртные напитки на более дешевые, вряд ли с его стороны будет разумно с порога представиться журналистом и спросить в лоб: "А правда, что вы обсчитываете клиентов?"
Большинство серьезных журналистов решают для себя этот вопрос следующим образом: они всегда представляются и объясняют, что собирают материал для статей, за исключением случаев, когда они ведут журналистское расследование деятельности какого-либо человека или организации. Но даже в этом случае информация, полученная от введенного в заблуждение собеседника, обычно используется лишь как зацепка для дальнейшей работы, а не как материал для печати (исключение составляют документы).
6) Следует исправлять свои ошибки.
Если журналист все же допустил ошибку, исказил факты, поторопился с выводами и т.п. – он должен сам написать об этом и восстановить истину, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Конечно, возможность или невозможность напечатать опровержение обычно зависит от политики газеты и от позиции редактора, но журналист должен, по меньшей мере, попытаться это сделать.
7) Нельзя нарушать соглашения с источниками информации.
Если в процессе сбора информации журналист договорился о чем-то с человеком, предоставившим ему информацию, эта договоренность должна соблюдаться любой ценой. Если журналист пообещал человеку не называть его имени, он не имеет права это сделать (известны случаи, когда журналисты шли под суд, лишь бы не раскрывать имена своих информаторов). Если в разговоре было сказано, что передаваемая информация не предназначена для печати, ее публикация будет грубым нарушением журналистской этики. Если была достигнута какая-то другая договоренность (например, о сроках публикации), ее тоже следует неукоснительно придерживаться.
8) Нельзя использовать свое служебное положение как оружие.
В случае какого-либо конфликта с каким-то деятелем или организацией, журналист порой испытывает искушение воспользоваться своей профессией как оружием устрашения: "Или ты..., или я про тебя ТАКОЕ напишу!" Однако поступать так нельзя ни в коем случае, каким бы сильным не было это искушение. Я даже не стану упоминать о том, что шантаж уголовно наказуем – дело не только в этом. Если событие действительно заслуживает написания статьи, надо не угрожать, а сесть и подготовить материал. Если же дело яйца выеденного не стоит, журналист таким поведение просто дискредитирует себя, свое издание и свою профессию.