11
этические нормы этой эпохи, с точки зрения основания выполнения, имеют в своей основе идею возмездия, а не добровольного выполнения.
Древнейшие своды законов, таким образом, обеспечивали строительство государства, это такие своды законов как - законы Хаммурапи, законы Ману, надписи Ашоки и Тора, или Пятикнижие Моисея.
Таким образом, древнейшие кодексы представляют собой запись норм обычного права, они более ориентированы на ценности строящегося государства, а не на приоритет нравственных требований, моральных чувств, нравственной справедливости, милосердия. Древнейшие кодексы содержат основные культурообразующие нормы (не убий, не укради и так далее). С ними обращаются как с некоторой сверхъестественной данностью. А не человеческим изобретением. Эти нормы опираются на систему принуждений и наказаний, но эти нормы призваны воспрепятствовать моральному разложению, несправедливости, социально-этическому беззаконию и эгоизму.
12
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ
Важным звеном подготовки специалистов ГПС является духовно-нравственное воспитание, которое оказывает благотворное влияние на выработку жизненно значимых перспектив, связанных с подготовкой высокопрофессиональных специалистов, решающих одну из главных и актуальных задач - спасение попавших в чрезвычайную ситуацию. И эта задача может успешно решаться лишь людьми, обладающими не только глубокими профессиональными знаниями, но и высоким интеллектом, и богатой духовностью.
Процесс духовно-нравственного воспитания основывается на преемственности поколений. Этот многоаспектный процесс может быть рассмотрен и как глобальная преемственность цивилизаций, и как взаимодействие родителей и детей, в котором родители ответственны за духовное развитие ребенка, и как передача опыта в социальной жизни, одной из сфер которой является образование. Общеизвестно, что одной из задач педагогической деятельности является передача накопленного опыта подрастающему поколению. В этом процессе огромную роль играет сила примера.
В этой связи можно также обратиться к многовековому опыту Русской Православной Церкви - хранительнице духовых ценностей нации, ведь для истинно русского человека проблема нравственного воспитания
13
(являвшаяся всегда одной из основных философско-этических проблем, непосредственно касающейся жизни каждого человека и общества в целом), несомненно, связана с идеалом христианским, на который оказали влияние особенности русского национального духа. Издревле источником нравственного идеала являлись книги Священного Писания.
В настоящее время приоритет материальных ценностей искажает сущность нравственного идеала, разрушает иерархию воспитания и образования (зачастую образование занимает главенствующую роль по отношению к нравственному воспитанию).
Однако развитие современного общества предполагает наличие возвышенной цели, идеала, поиск которых является постоянным и усиливается в периоды кризиса моральных ценностей, поэтому нам необходимо обратиться также к истокам православной педагогики, сосредоточить внимание на духовно-нравственных традициях образования и воспитания, что, конечно же, связано с восстановлением традиций и уклада жизни русского народа.
Таким образом, возрождение нравственности должно стать неотъемлемой частью современной педагогики в формировании духовно-нравственного и культурно-эстетического потенциала сотрудника МЧС России.
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Философский словарь. //М.: Политиздат, 1987. - С. 153 - 154.
2. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика. М., 2000.
3. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1997.
4. Иванов В.Г.История этики Средних веков. Л., 1984.