Проектные организации несут ответственность за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов, введенных в эксплуатацию, мощностям и показателям, предусмотренным проектом, и за решение вопросов, связанных с проектированием, возникающих в процессе приемки объектов в эксплуатацию и освоения их проектных мощностей.
Научно-исследовательские организации несут ответственность за соответствие выданных ими исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.
Строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом и в установленные сроки, за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приемки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов[87].
В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатели и члены комиссии, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением настоящих правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Традиционно под гражданско-правовой ответственностью принято понимать установленные законом или договором меры имущественного воздействия на должника, нарушившего обязательство. Гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств по договору строительного подряда вообще, и по договору подряда на строительство торговых и офисных центров в частности, имеет, на наш взгляд, определенные особенности. Помимо общих мер гражданско-правовой ответственности, характерных для всех видов договоров, дополнительные меры ответственности по данному договору можно условно классифицировать следующим образом:
во-первых, это меры, которые носят понуждающий характер: устранять недостатки (п. 3 ст. 715, п. 1 ст. 723, ст. 754, ст. 755 ГК РФ), соблюдать требования по охране окружающей среды и технике безопасности (ст. 751 ГК РФ);
во-вторых, это меры, которые носят компенсационный характер: возместить понесенные расходы (ст. 714, п. 1 ст. 723, ст. 729, п. 3 ст. 745 ГКРФ);
в-третьих, это меры оперативного воздействия, порождающие юридические последствия: удержание (ст. 712 ГК РФ), отказ от исполнения (ст. 717 ГК РФ), от принятия материалов (ст. 745 ГК РФ) и работ (ст. 720, ст. 745, ст. 753 ГК РФ).
Спецификой гражданско-правовой ответственности по договорам строительного подряда в то же время является то обстоятельство, что действующее гражданское законодательство практически не содержат норм о конкретных видах и размерах санкций за конкретные нарушения условий договора. В этой связи, всякий раз заказчик и подрядчик, заключая договор самостоятельно по согласованию между собой включают в него положения о взаимной ответственности друг перед другом. Таким образом, регулирование вопросов установления конкретных санкций ложится почти полностью на усмотрение сторон. Данная проблема в теории гражданского права и правоприменительной практике не нова. Свое отражение она нашла, в частности, в работах таких авторов, как С. Юшкевич[88], Ф. Харисов, И. Фаршатов и др.
Если же и в договоре строительного подряда не определены санкции за возможные нарушения, то в данном случае необходимо руководствоваться ст. 723 и ст. 395 ГК РФ.
Поскольку обе стороны договора ответственны друг перед другом, то важно соблюдать баланс такой ответственности заказчика и подрядчика. В гражданских правоотношениях стороны равны, в этой связи недопустимо ущемлять права ни подрядчика ни заказчика, устанавливая в договоре для одного из них более строгую ответственность. Этот принцип строго соблюден в ГК РФ. В качестве примера его проявления можно обозначить ситуацию, когда и заказчик, и подрядчик в случае нарушения одной из сторон своих обязательств имеют равные права на односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда: подрядчик — в соответствии с п. 3 ст. 745 ГК РФ (заказчик предоставил некачественные материалы); заказчик – п.п. 2-3 ст. 715 ГК РФ (подрядчик работал медленно и ненадлежащим образом), ст. 717 ГК РФ (отказ в любое время).
В силу ст. 1079 ГК РФ строительная и связанная с ней деятельность создают повышенную опасность не только для лиц, непосредственно задействованных в процессе производства работ, но и для окружающих. Законодатель учел неизбежность строительных шума, вибраций, вероятность падения строительных материалов, наличие зон работы механизмов и оборудования, стесненность пятном застройки прилегающих территорий, усиливающуюся напряженность дорожного движения и т.п. Следовательно, возможна ответственность в форме возмещения вреда, причиненного противоправными действиями - деликтная ответственность[89].
Как уже отмечалось, стороны вправе сами определить при заключении договора порядок обеспечения строительства материалами, изделиями, конструкциями. Однако надо иметь в виду, что сторона, поставившая материал или оборудование, в соответствии со ст. 745 ГК РФ несет ответственность за его качество, включая обязанность возместить контрагенту убытки, причиненные поставкой некачественных материалов.
Подрядчик берет на себя обязательства по производству работ и сдаче их результата заказчику. Следствием таких обязательств является необходимость контроля со стороны подрядчика за сохранностью как используемого им строительного материала, так и за сохранностью уже достигнутого результата работ. Неосуществление данных мероприятий может сделать необходимым закупку дополнительного материала или оборудования взамен утерянных, то есть возрастет стоимость строительства. Таким образом, из правовой природы подрядных отношений в строительстве вытекает необходимость возложения на подрядчика как на непосредственного производителя работ обязанности по проведению ряда охранных мероприятий с целью достижения цели строительства. На практике каждая строительная площадка, где ведется строительство офисного (торгового) центра огораживается, устанавливаются круглосуточные посты охраны (для этой цели часто заключаются договоры с частными охранными предприятиями), территория в ночное время освещается.
Статьей 751 ГК РФ на подрядчика императивно возложена обязанность по соблюдению правил техники безопасности, и, следовательно, за ее невыполнение наступает ответственность. Кроме того, ст. 1095 и п. 2 ст. 1096 ГК РФ прямо указывают на исполнителя работ (т.е. на подрядчика) как на ответственного за возможный вред при «недостатках работы».
Подрядчик также обязан строго соблюдать требования нормативных актов по охране окружающей среды. В п. 1 ст. 751 указано, что «подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований». К сожалению, необходимо отметить, что законодатель не определил, перед кем и на основании каких нормативных актов должен нести ответственность подрядчик.
С одной стороны, подрядчика можно призвать к ответственности на основании положений гл. 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств». С другой стороны, существует целый ряд специальных законодательных актов которые регулируют отношения в сфере охраны окружающей среды. С целью внесения определенности в рассмотренный вопрос можно предложить ч. 2 п. 1 ст. 751 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Качество работ, на наш взгляд, неотделимо от обязанности подрядчика выполнить задание заказчика. Качество является непременным составным элементом задания. Понятие качества многогранно, включает в себя элементы надежности, экономичности, целесообразности, эстетики и т.п.
В договор подряда на строительство офисных и торговых центров всегда включаются положения, связанные с гарантией качества произведенных строительно-монтажных работ.
В случае обнаружения недостатков, по мнению А.Х. Бербеков, «подрядчик имеет право вместо исправления результата работ забрать его себе, заменив новым»[90]. Однако это положение, верное для подряда вообще, не всегда применимо к договорам строительного подряда. Невозможно, даже теоретически описать ситуацию, по которой подрядчик возьмет на себя обязательство по «замене» некачественно исполненного объекта — торгового или офисного центра на отведенном земельном участке в установленные договором сроки[91].
В договоре строительного подряда, как справедливо отмечает Б.Д. Завидов, за качество работ подрядчик несет «безусловную и неотвратимую ответственность»[92].
С качеством строительных работ в целом неразрывно связано качество используемых строительных материалов. По общему правилу, за качество поставляемого строительного материала отвечает сторона, его предоставившая (ст.ст. 475, 713, 723 ГК РФ). Условие о качестве не является само по себе существенным ни как таковое, ни как часть условия о предмете договора. Однако в силу императивности п. 1 ст. 721 ГК РФ суд может отказать в удовлетворении иска о взыскании стоимости выполненных работ при неисполнении подрядчиком договорных обязательств по качеству[93].
В ст. 720 ГК РФ законодатель классифицировал недостатки на явные (п. 3) и скрытые (п. 4). О первых заказчик обязан заявить немедленно в письменной форме в акте приемки, о вторых - в пределах «разумного» срока (ст. 720 и ст. 755 ГК РФ). Причем, пределы «разумности» срока в случае спора сможет определить, только суд. Законодателем не установлена и форма такого заявления - устная или письменная. Из смысла ст. 720 и ст. 755 ГК РФ вытекает, что «разумный срок» не должен превышать гарантийного или срока исковой давности. ГК РФ не регулирует процесс составления, оформления и подписания документа об обнаруженных заказчиком скрытых недостатках (дефектах). В любом случае законодатель придает решающее значение не способу доказывания фактов нарушении условии договора подрядчиком, а исполнению заказчиком обязанности по письменному фиксированию явных недостатков[94]. Следует отметить, что на практике, безусловно, используется только письменная форма, причем с уведомлением о вручении такого заявления,