Нравственная культура личности - целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившийся ситуации), культуру чувств, способности человека к сочувствию и переживанию. Усвоение всех элементов нравственной культуры личности способствуют формирования моральной надежности индивида. Ее высший уровень можно характеризовать, как способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях.
Нравственно культурным и воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».
Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.
Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать. Подводя итог, можно сказать, что не только нравственность современного общества зависит от нравственной культуры каждой отдельной личности, но и нравственная культура личности также в какой-то мере зависит от культуры общества. Я не могу назвать наше общество нравственным, но оно стремиться стать таковым и уже результат этого стремления становиться заметен.Список литературы
1. | Антология русской философии. Т.2, СПб, 2000г |
2. | Большой энциклопедический словарь |
3. | Борев С.В. «Эстетика» Москва, 2000г. |
4. | Бердяев Н.А. «О назначении человека». Москва, 1993 |
5. | Волченко Л.Б., «Добро и зло как этические категории» Москва, 1975 |
6. | Воробьева И. В. «Культурология. Учебное пособие» Москва 2006г. |
7. | Георгиева Т.С. «Русская культура. История и современность.» Учебное пособие. Москва, 1998г. |
8. | Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка |
9. | Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов Москва, 2000 |
10. | Кравченко А.И. «Культурология.» Словарь. Москва, 2000г. |
11. | Кудрявцев Л.Д. «Современное общество и нравственность» Москва, Наука, 2000г |
12. | «Культурология.» Методическое пособие. Разраб. О.Г.Петровской, СГА, Москва, 2004г. |
[1] Этика определяет нормы, т.е. судит о том, что хорошо, что плохо, и суждения эти обосновывает, показывая, почему все именно так, а не иначе. Вот чем отличается описательная наука о морали и этика, наука нормативная. Однако, в обычном разговоре "наукой о морали" нередко называют этику, "этикой" - мораль. Особенно часто смешивают последние два понятия.
[2]В словаре В. Даля, например, «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» — как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом — с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.
[3] От лат. duo — два, dualis — двойственный.
[4] Онтология – (греч.) ученье о существе или о сущности, бытии, сути
[5]Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!
[6]Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.