Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.
4. Воспитательная функция
Четвертая основная функция морали — воспитание личности. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной.
Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.
Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.
Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле.
Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться.
Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
Заключение
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Наряду с указанными основными функциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную, мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д.
Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимно перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная ― ориентирующую и прогностическую и т.д.
Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
Список использованной литературы
1. Гусейнов А. А. Этика: Учебник ― М.: Гардарики, 2004.
2. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Учебное пособие. – Минск: Изд. В. М. Скакун, 1995.
3. Марксистская этика: Учеб. пособие для вузов / Общ. ред. А. И. Титаренко. ― М.: Политиздат, 1986.
4. Скрипник А. П. Этика: Учебник. ― М.: Проект, 2004.