3) ситуативная этика, в ней разрабатываются практические рекомендации по поведению в определенных сферах деятельности;
4) политическая этика или этика семейных отношений;
5) профессиональная этика;
6) этика делового общения, она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики, так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий.
2. Происхождение этики исторический аспект
Религиозная концепция возникновение морали. Ее суть: мораль дается человеку от Бога, высшей степенью морали является "Божественный закон". Градация "Божественного закона:
1. "Вечный закон" – содержится в Божественном разуме;
2. "Естественный нравственный закон" вытекает из природы человека, но заложен в нем богом и выражается в стремлении души человека к единению с Богом;
3. "Человеческий позитивный закон" – это морально-нравственные нормы созданные обществом, которые являются воплощением в земной жизни человека "естественного закона", а через него "вечного закона".
Религиозная концепция морали авторитарна поскольку "Божественные законы" неизбежны. "Божественные законы" написаны у человека в сердцах и справедливость закона и должна постигаться не с помощью разума, познания, а благодаря вере.
Фундаментальные христианские добродетели, легшие в основу религиозной этики, были сформулированные Фомой Аквинским: Вера Надежда Любовь.
Натуралистическая концепция возникновение морали утверждает, что мораль присуща человеку изначально и заложена природой. Человек существо биологическое, он подчиняется законам природы, а именно рождение, жизнь, смерть.
Данная концепция была отражена в социал-дарвинизме – законы мира животных последовательного действует и в социуме. Они выражаются в коллективизме в борьбе за существование в конкурентности, идее выживания сильнейшего.
Попытки биологизировать сущность человека привели к формированию евгеники (жизнь). Это учение исходит из того, что качество человека и в том числе морали передаются наследственно и могут создаваться опытным путем.
Важнейшими категориями, которыми ставят под сомнение натуралистическую концепцию, являются чувство стыда и вины присущие человеку.
В рамках натуралистической концепции вполне допустимо понимание нравственности, основанное на учении З. Фрейда
Структура личного бессознательного
Супер – Эго – Сверх-Я – социального реальность
Это – Я – наше сознание
Ид – Оно – личное бессознательное
Личное бессознательное (оно) содержит инстинкты, вытесненные из эры "Я" комплексы и неврозы.
Сверх-Я – представляет нормы морали, культуры, законы, запреты, табу, который должен выполнять и следовать человек, живущего в обществе.
Человеку присущи 2 энергии, 2 инстинкта, которые содержаться в его бессознательном:
1. инстинкт страха смерти, инстинкт самосохранения, "мортидо" и он олицетворял с античным богом Танатосом;
2. инстинкт размножения, продолжения рода, сексуальная энергия, либидо, бог Эрос.
"Я" человека находится между общественной моралью и собственными инстинктами, как между молотом и наковальнею. Подавление своих бессознательных влечений ведет к всевозможным комплексам или же к асоциальному поведению, так объясняется склонность к агрессии, девиантное поведение.
В 20 веке идеи З. Фрейда были развиты его последователями – неофреидистами.
Эрик Фром выделил два типа культуры (цивилизации):
1. некрофилический (классическое проявление третьего Рейха). Характерные черты: "дефицит жизни, любовь ко всему не живому, консерватизм, авторитарность, стремление к порядку, педантизм;
2. биофилический, ориентированное на поддержание и продолжение жизни, на стремление к прогрессу, к развитию, к обновлению и совершенствованию.
Э. Фром объяснял появление нравственности, моральной регуляции биологической беспомощностью человека.
Социологическая концепция возникновение морали. Она связывает возникновение морали с развитием общества: нравственность человека заложена не в его природе, а имеет социально-историческую подоплеку и отвечает потребностям общества. Появление нравственности рассматривается как необходимое условие для "выгодного" развития общества. Принципы морали объясняются материально-экономическими причинами и политическими потребностями общества. Данная позиция авторитарна, так как игнорирует роль личности. Вопросы морали ставятся в зависимость от внешних факторов и роли авторитетов.
Культурологическая концепция возникновение морали представляет наиболее современный и обоснованный интегрирующий подход. Концепция учитывает все выше перечисленные факторы и рассматривает мораль как часть эволюции, социума и культуры.
3. Историко-культурный тип морали
Мораль архаического общества складывается под влиянием борьбы за существование с себе подобными, с силами природы, с миром животных. Постепенно мораль закрепляется в виде обычаев, традиций, обрядов. Древнейшие моральные нормы выражались в виде табу. Табу чаще всего создавалось во благо, продолжения рода.
З. Фрейд объяснял появление первых табу не развитием культуры, а чувством вины, заставившим человека регламентировать свои первичные инстинкты.
Непререкаемыми нормами морали были преданность роду и племени, коллективизм, сила, суровые условия жизни вместе с тем определяли жестокость нравов. Именно в этот период распространяется обычай кровной мести, каннибализм.
Эпоха античности отличалась противоречивостью морально-этических воззрений. Античная эпоха вошла в историю как период возникновения и развития рабовладельческого общества с одной стороны, а с другой – как эпоха возникновения идеалов демократии в античном обществе, сосуществовали мораль свободы и мораль рабства.
Этика деловых отношений античного общества основывалась на сословном принципе. Вместе с тем ценности морали коллективизма сменялись идеями индивидуализма.
Мораль античности противоречива:
1. культ наслаждения (эстетического, умственного, физиологического), гедонизм, свобода нравов, распущенность;
2. философия как любовь к мудрости, тяга к красоте и гармонии.
Практическая мораль античности была тесно связана с этикой философией. В то же время формируется мораль протеста. С возникновением гражданских полисов государств у свободных жителей постепенно формируется чувство гражданственности.
На рубеже нашей эры в основе античной морали протеста формируются такие направления как бунт и попытка утешения, спасения уйдя от мира. Так возникла мораль раннего христианства, проповедавшая ценности страдания, терпения, смирения.
Христианская средневековая мораль. Первоначально христианская идеология зарождалась как идеология угнетенных. В последствии она становиться доминирующей, а религия, церковь становиться приоритетных в развитии духовной жизни, позднее формируется на основе заповедей этика не насилия.
Церковь проповедовала идей всеединства, отказ от мирских благ, при этом в реальности феодальное общество отличалось строгой иерархией и сословностью. Вместе с тем в средневековье появляется и формируется светская мораль, которая возникла на основе христианства, но развивалась параллельно ему. В основе светской морали также лежали сословные принципы и иерархия. В ее рамках можно выделить рыцарскую мораль и придворный этикет. Рыцарская мораль возникла в 11 веке и представляла кодекс рыцарской чести (в Японии в 11 в. был сформирован кодекс самурая Бусидо, который переводиться как путь воина).
Главным достоинствами рыцаря считались благородство, которое подчеркивало сословное происхождение и отличие рыцарей от простолюдинов. Проявлением благородства считалась верность, при этом долги не нужно было платить. Фундаментом кодекса чести рыцарей были такие ценности как: щедрость, красота и внешний блеск, мужество (отношение к врагу), культ служения прекрасной даме, честь.
Мораль нового времени. В эту эпоху ново времени формируются важнейшие принципы этики гражданского общества.
Т. Гоббс и Дж. Локк развили идеи "Общественного договора": государство было создано в результате сознательного отказа человека от части своих прав в пользу государства для того, чтобы получить защиту с его стороны. Дж. Локк рассматривал естественным состоянием человечества – состояние "Войны всех против всех". Государство с этой точки зрения рассматривалось как договоренность людей о совместном миром сосуществовании.
В 18 в. Гельвеций создал теорию "Естественных прав человека". Этими правами являлись: право на жизнь, право на частную собственность и право на свободу.
4. Специфика делового общения в современных условиях
В 20 в. наступил этап активного развития и формирования норм, правил поведения в деловой сфере..
Западная культура сформировала нормы и принципы делового этикета, золотыми правилами которого являются, по мнению Дж. Ягера:
1. пунктуальность – необходимость делать все вовремя. Только поведение человека делающего все вовремя является нормативным;
2. конфиденциальность – не болтайте лишнего, секреты организации храните так же бережно, как личные тайны;
3. любезность, доброжелательность, приветливость – таким образом необходимо себя вест в любой ситуации с клиентами, сослуживцами, заказчиками, покупателями;
4. внимание к окружающим – оно должно распространяться на сослуживцах, начальниках и подчиненных, всегда прислушивайтесь к их критике и советам, уверенность к себе не должна мешать вам быть скромным, уважайте мнение других и старайтесь понять, почему у них сложилась такая точка зрения. Думайте о других, а не только о себе;