В этой части можно наблюдать проблему, которая не позволяет в полной мере применить ст. 754 ГК РФ[65]. По сути, соблюдение требований СНиП как свода технических правил, определяющих качество строительных работ, в ряде случаев становится невозможным. Многие акты технического нормирования сегодня носят рекомендательный характер в связи с существенным реформированием законодательства в области технического регулирования. Суть реформирования сводится к тому, что обязательные требования СНиП должны быть заменены техническими регламентами, принимаемыми в форме нормативного акта. Здесь можно наблюдать сложности юридической техники, поскольку необходимо перенести технические нормы в текст федерального закона так, чтобы, с одной стороны, были закреплены правила, регламентирующие процессы производства, принципы построения и действия различного рода механизмов, с другой - норма могла бы регулировать складывающиеся отношения. Возникает ситуация, при которой строительные нормы и правила, устанавливающие минимальные требования к качеству построенных объектов недвижимости, практически не действуют либо носят рекомендательный характер, а строительные регламенты еще не разработаны.
Возможность заявления заказчиком требований, связанных с возмещением убытков, возникает либо на момент приемки результата работ, либо в течение установленного законом периода времени эксплуатации здания. Следует учитывать, что заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в последующем только тогда, когда эти недостатки оговорены в акте приемки. В соответствии с п. 3 ст. 720 ГК РФ заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки)[66].
Помимо явных недостатков, заказчиком после приемки результата работ могут быть обнаружены скрытые недостатки, т.е. такие недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки работ, в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком. О скрытых недостатках заказчик обязан немедленно заявить подрядчику. Этот момент предопределяет дальнейшее право заказчика потребовать устранения недостатков в течение гарантийного срока. В противном случае, когда подрядчик откажется выполнить требования заказчика, начинает действовать срок исковой давности (п. 3 ст. 725 ГК РФ[67]).
Положения закона таковы, что претензии заказчика по ненадлежащему качеству выполненной работы могут быть заявлены в течение гарантийного срока, а если гарантийный срок не установлен - то в течение 5 лет со дня передачи результата работы (ст. 756 ГК РФ[68]). Если недостатки обнаружены после истечения гарантийного срока, но в пределах 5 лет со дня передачи результата работы, подрядчик все равно несет гражданско-правовую ответственность. В этом случае заказчик должен доказать, что недостатки возникли до подписания акта сдачи-приемки выполненной подрядчиком работы. Средством доказывания должна быть экспертиза объекта строительства. Поскольку обязанность по доказыванию возлагается в этом случае на заказчика, то на нем также лежит бремя несения расходов на экспертизу[69].
Применяя нормы об ответственности подрядчика, нельзя обойти вниманием вопрос о его вине. В соответствии с п. 4 ст. 723 ГК РФ[70] условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика. Следует отметить, что договор строительного подряда может заключаться предпринимателями. Однако их ответственность при ненадлежащем исполнении обязательства строительного подряда при осуществлении предпринимательской деятельности основывается на началах риска, поскольку предприниматель в этом случае освобождается от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ[71]). Следовательно, вина подрядчика при ненадлежащем исполнении обязательства строительного подряда устанавливается лишь тогда, когда в обязательстве не участвуют предприниматели.
Необходимо также обратить внимание на то, что подрядчик является, как правило, специалистом в области технологии строительных работ и не может нести ответственность, если были допущены ошибки в проекте. Исключение из этого правила может быть тогда, когда техническая документация по условиям договора строительного подряда разрабатывалась самим подрядчиком. В противном случае ошибка в проекте, которая в конечном итоге может повлиять на качество выполненных работ, должна исключать вину подрядчика. При возникновении спора ответчиком по иску должна признаваться проектная организация, подрядчик как исполнитель работ может выступать в роли третьего лица.
В итоге второй главы следует отметить, что основным признаком, выделяющим договор строительного подряда из других договоров подряда, является особый предмет такого договора - строительные работы. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. Характерной особенностью договора строительного подряда является наличие у заказчика определенных обязанностей по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
Некоторые договоры подряда содержат условие о том, что подписанию акта приемки должны предшествовать предварительные испытания и что работы будут приняты и оплачены только при положительном результате. При отрицательном результате заказчик освобождается от обязанности принимать объект и подписывать соответствующий документ, а подрядчик должен будет устранить выявленные дефекты и провести повторные испытания.
Однако в условиях, когда предусмотренные договором сроки истекли или истекают либо сам подрядчик не уверен в качестве выполненных работ, он может настаивать на том, что повторного испытания не требуется, поскольку все выявленные в результате предыдущего испытания дефекты были им устранены. В такой ситуации заказчику не следует поддаваться на уговоры подрядчика и на его обещания бесплатно ремонтировать объект в течение 10 лет. Не реагируйте на угрозы обратиться в суд и взыскать задолженность, пени и проценты за просрочку, если результат последующих испытаний будет положительным. А если подрядчик все же решится обратиться в суд, то данный иск не следует признавать, сославшись на соответствующее положение ГК РФ и на условия заключенного договора.
В ситуации, когда заказчик необоснованно отказывается от подписания актов приемки работ, некоторые подрядчики, как ни странно, не производят никаких дальнейших действий. Работы остаются неоплаченными. Однако некоторые все же обращаются в суд и выигрывают спор. При этом пени и банковский процент могут оказаться даже больше основной суммы долга. Отметим, что это происходит только в случаях, если у подрядчика имеются материальные доказательства передачи актов уполномоченному лицу заказчика.
Примерами могут служить такие судебные разбирательства - Общество с ограниченной ответственностью (подрядчик)[72] обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу (заказчик) о взыскании неустойки по договору подряда. Основанием иска послужило несвоевременное исполнение заказчиком обязательств по оплате работ.
Ранее сторонами был подписан договор подряда на выполнение строительных работ. Срок начала выполнения работ условиями договора определен не был. За просрочку оплаты работ была установлена неустойка.
Решением суда первой инстанции, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования были удовлетворены со ссылкой на ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Суд кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Начальный и конечный сроки выполнения работ согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ являются существенными условиями договора строительного подряда. В силу ст. 190 ГК РФ установленный сделкой срок должен определяться календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может также определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Поскольку договором срок начала выполнения работ определен не был, договор подряда считается незаключенным. Следовательно, правовых оснований для взыскания неустойки не имеется.
Сроки выполнения работ могут быть определены периодом времени, исчисляемым с момента исполнения заказчиком обязанности, предусмотренной договором.