И все же по-прежнему в центре эстетической науки будет оставаться прекрасное и искусство. Прекрасное – потому что оно составляет суть эстетического, а искусство – потому что оно не только особая, но и высшая форма выражения и проявления прекрасного.
Эстетическая культура гостинично–туристского сервиса – это наивысший уровень создания и использования эстетических ценностей работниками гостинично–туристского комплекса в процессе обслуживания гостей (туристов).
Дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочивание предметной среды с целью достижения единства ее функциональных и эстетических аспектов. Вопросами эстетических проблем предметной среды занимаются специалисты – дезайнеры. Главная цель их деятельности – забота о человеке (работнике). Она проявляется в улучшении внешнего вида продукта (услуг) и оборудования, обеспечении комфорта для посетителей и оптимальных условий труда и отдыха работников гостинично – туристского комплекса. Дизайнер призван согласовать красоту с пользой, форму с назначением изделия. При разработке изделия(оборудования) дизайнер так же принимает во внимание как требования пользователя( эстетическое совершенство, удобство эксплуатации), так и требования производства( технологичность, экономичность).
По интерьеру гостинично – туристского комплекса посетители нередко составляют мнение и о его работниках, и о культуре обслуживания в нем. Например, интерьер номерного фонда в гостиницах должен создавать комфортные условия для гостей. Загроможденность и теснота не соответствуют требованиям красоты и целесообразности, по этому не следует располагать в номерах (служебных помещениях) ненужные предметы. К примеру, излишнее количество колонн в холе гостиницы можно «обыграть», покрасив их в спокойные тона или скрыв при помощи зеркал. В этом случае зеркала станут одновременно и украшением помещения. Каждый интерьер должен иметь свой композиционный центр, концентрирующий на себе внимание.
Освещение в интерьере используют не только с утилитарной целью, оно также служит средством эстетического оформления того или иного помещения. Освещение должно быть организованно так, что бы не допускать светящего света, по этому глянцевая покраска потолков и стен не рекомендуется.
В отделке интерьера могут применяться различные материалы: декоративная штукатурка, керамическая плитка и другое. Эти материалы должны быть привлекательными по внешнему виду и в то же время гигиеничными , прочными, звукопоглощающими. Для украшения стен используют произведения прикладной графики, художественной фотографии, цветные витражи. Однако при этом нельзя допускать художественной раздробленности общей композиции интерьера. Выбор элементов декоративно– прикладного искусства определяется, в первую очередь, спецификой гостинично – туристского комплекса. Однако в оформительских работах еще используется тематика, не имеющая никакого отношения не только к предоставляемому ассортименту услуг, но и к сфере обслуживания вообще. По этому, заполнение стен рекламными текстами требует от дизайнера большого эстетического вкуса.
Большими выразительными возможностями обладает световая реклама. Помимо своих информационных функций, она выполняет еще одну : украшает здание гостинично – туритского комплекса в вечернее время. Использование звукового сопровождения при передачи рекламных сообщений создает эмоционально приподнятую атмосферу, привлекает внимание посетителей. Особое значение законы композиции имеют при оформлении витрин гостинично – туристского комплекса. При этом необходимо учитывать психологическое восприятие рекламы. Установлено, что на центральную часть витрины люди обращают в два раза больше внимания, чем на ее края. Информация, находящаяся в нижней части витрины, вызывает интерес в десять раз больше, чем в верхней.
Не только эстетика помещения гостинично – реторанного комплекса, но и эстетика предоставляемой услуги. В условиях рыночной экономики большое значение имеет не только расширение ассортимента продукта (услуги), но и повышение их эстетических свойств. Под эстетическими понимаются такие свойства продукта (услуги), которые выражают через чувственно– воспринимаемые элементы свои потребительские параметры (степень совершенства формы, уровень качества, полезность и так далее). Наиболее общие эстетические свойства продукта – красота, целостность композиции( восприятие формы как единого целого), пропорциональность размеров, цвет и другое. Конечно, продукт (услуга) изготовляются не ради красивого вида, а для того, что бы их можно было использовать. Однако эстетика продукта (услуги) играет немаловажную роль, поскольку определяет его привлекательность для гостя (туриста).
Эстетическая культура ресторанного сервиса – это уровень создания и использования эстетических ценностей работниками ресторана в процессе обслуживания гостей.
Техническая эстетика – наука, занимающаяся изучением технических и эстетических проблем создания гармоничной предметной среды, в том числе в ресторане. Она возникла как результат взаимодействия таких наук, как эстетика, эргономика, инженерная психология, технология производства, экономика, социология, искусствознание и др. Техническая эстетика занимается проблемами освоения мира по законам красоты. Проникновение производственных проблем в эстетическую культуру состоит в художественном освоении производственных идей, в производственном подходе к традиционной художественной теме «человек – техника ». Техническая эстетика составляет теоретическую основу дизайна.
Техническая эстетика изучает закономерности формообразования и композиции изделий. Она разрабатывает требования к технико–экономическим показателям качества изделий, средствам изготовления этих изделий и среде, в которой они производятся. Техническая эстетика также дает рекомендации по созданию «технического пейзажа» на предприятиях, в т.ч. и в ресторанах. Она содержит ряд принципов и методов преобразования предметной среды по законам красоты. Техническая эстетика направляет усилия разработчиков на гуманизацию, очеловечивание производственной среды.
Эстетические особенности внешнего оформления зданий ресторанов. Известно, что художественное начало одухотворяет труд, украшает быт и облагораживает человека. Это применимо в полной мере и к зданиям ресторанов. Современные рестораны должны быть возведены по законам красоты и стать украшением города.
Выбор архитектурно–художественных средств, конструктивных решений здания диктуется спецификой ресторана. Это обязывает дизайнера искать выразительный образ ресторана. При возведении здания ресторана по типовому проекту дизайнер должен заниматься проектированием оригинальных деталей внутренней отделки с учетом региональных особенностей и национальных традиций.
Современные здания ресторанов должны иметь комфортные условия и для посетителей, и для обслуживающего персонала. Проектирование зданий, планировка производственных помещений основывается на требованиях технической эстетики с учетом прогрессивных форм обслуживания, последних достижений науки и передового опыта в сфере ресторанного сервиса.
Большое внимание следует уделять и такому средству эстетического оформления, как озеленение и благоустройство территории около здания ресторана.
Еще один элемент технической эстетики – это рекламы. К рекламе ресторанного бизнеса предъявляют следующие основные эстетические требования: выразительность, броскость, оригинальность. Рассмотрим эти требования:
· выразительность рекламы состоит в достоверном и впечатляющем создании образа блюда с целью вызова желания его попробовать;
· броскость рекламы помогает привлечь внимание потребителя к вкусовым качествам блюд, чтобы стимулировать при нятие им решения о приобретении данного блюда;
· оригинальность рекламы позволяет представить рекла мируемое блюдо под неожиданным углом зрения, в необычном ракурсе для привлечения внимания клиента.
Чтобы разработать эффективную рекламу, необходимо учитывать эти эстетические требования. Ведь только созданное с выдумкой, фантазией рекламное сообщение о блюде оказывает сильное эстетическое воздействие на потенциального гостя. В рекламе блюд должны учитываться психологические факторы. Как уже говорилось, реклама должна притягивать внимание потребителя, заинтересовывать его, возбуждать его эмоции, вызывать у него желание заказать блюдо.
Самая распространенная реклама в ресторанном сервисе – печатная (листовки, буклеты, справочники, объявления и т. д.). Текст печатной рекламы при наименьшем количестве слов должен давать максимум информации посетителям. Хорошо воздействуют лаконичные тексты.
Эстетика рабочего места работника ресторана (официанта, бармена) это неотъемлемый фактор в целостной эстетики ресторанного предприятия. Рабочее место – зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей. Эстетическое оформление рабочего места должно вызывать положительные эмоции у работников ресторана, повышать интерес к обслуживающей деятельности. Тем самым уменьшается утомляемость и повышается производительность их труда. При оформлении рабочего места следует учитывать особенности оформления интерьера, чтобы не нарушить его, а по возможности дополнить.