В сфере внимания юристов находится огромная масса людей. Среди них встречаются лица с деформированными нравственными устоями, с антиобщественными установками в психологии, с исковерканными судьбами или лица, попавшие в трагические обстоятельства. Эти люди, как правило, находятся в возбужденном или беспомощном состоянии. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета кадров юристов, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств.
От юриста-профессионала требуется прежде всего неподкупность, верность духу и букве закона, соблюдение равенства всех людей перед законом. Одним из основных принципов правоприменительной деятельности юриста является презумпция невиновности - требование считать гражданина невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста - это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.
Категории этики - это понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны нравственного освоения человеком окружающего мира.
В целом же, как мировоззренческие категории, они выполняют следующий ряд функций:
- познавательную (раскрывают сущность и закономерность нравственного способа освоения мира);
-оценочную (позволяют достоверно оценивать действительность, человека и его деятельность с позиций добра);
- ориентирующую (ориентируют человека в мире нравственных ценностей);
- регулятивную (являются основой нравственного отношения человека к миру, людям, своей деятельности, определяют направленность его действий и поведения);
- прогнозирующую (дают возможность предвидеть и моделировать будущее, создавать образ совершенного мира и человека);
- интегрирующую (объединяют людей на основе единых идей добра); воспитательную (формируют нравственные чувства, потребности, побуждают к борьбе со злом).
Все эти функции взаимосвязаны.
Значение этических категорий для юриста определяется еще и тем, что они дают возможность осознать нравственную ценность их профессиональной деятельности, служат мировоззренческой основой формирования потребности творческого отношения к своей деятельности.
Этика рассматривает понятия “добра” и “зла” в соответствии с такой категорией, как “благо”, которая обозначает положительную ценность предметов и явлений. В обыденной жизни благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Поэтому благами называют, прежде всего, предметы, полезные для человеческой жизни - пищу, одежду, жилище, материальные блага. Духовные блага - это духовные ценности (образование, познание, достижения культуры), нравственные ценности(добро), эстетические ценности (красота).
Наличие необходимых благ и является непременным условием существования и развития человека, общества. В различных общественных условиях материальные и духовные блага по разному удовлетворяют человеческие потребности, а нередко выступают в противоположной роли: то, что является благом для одних, не является благом для других. Противоречие особенно обостряется, когда благо одних достигается за счет других. В этом смысле понятие блага можно рассматривать только в соотношении “общество-человек”, а мораль должна регулировать взаимоотношения между отдельными людьми и обществом. Истинно человеческая нравственность основывается на гармонии общественных и личных интересов.
Таким образом, этика рассматривает понятия общественного блага и личного блага. Общественное благо - это совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личное благо - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от общих социальных условий. Обеспечение общественного блага составляет главное условие личного блага. Стремясь к благу, человек активно преобразует мир во взаимодействии с другими людьми и в этой практической деятельности становится творцом добра или зла.
В современной этике категория добра имеет несколько тесно взаимосвязанных аспектов:
- во-первых, добро - объективное моральное качество поступка;
- во-вторых, добро - идеал, т.е. общее понятие, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм данной морали;
- в-третьих, добро - нравственная цель поведения, где оно выступает как мотив поступка;
- в-четвертых, добро - моральное качество человека добродетель.
Добро может проявляться и проявляется в сфере трудовой, политической и правовой, эстетической деятельности людей, искусстве, быту, поведении. Критерием доброго поступка человека является его отношение к благу общества, личности. Нравственная ценность поступка человека зависит от того, насколько нравственны (добры) его цели, средства, мотив, способ и результат. Формы добра и добродетели разнообразны: в отношении к человеку, к труду - это гуманизм, доброжелательность, чуткость.
Благу и добру всегда противостояло зло. Соответственно, добро - это все, что способствует благу, а зло - все, что подрывает и разрушает благо. Делать добро - это значит активно противостоять злу, бороться с его проявлениями.
Зло - это категория этики, по своему содержанию противоположная добру и благу. Оно включает в себя представления о том, что противоречит требованиям морали, представляет собой поступки и отрицательные моральные качества, заслуживающие осуждения. Зло - это убийство, воровство, насилие, хулиганство и т.д. Проявление зла связано с отрицательными моральными качествами: жадностью, эгоизмом, черствостью, грубостью, лицемерием.
Преступность, нарушение закона - это тоже формы проявления зла. Борьба со злом, с его проявлениями - путь к утверждению добра. Юристы, предупреждая, пресекая и раскрывая преступления, обеспечивая правопорядок способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.
С момента своего возникновения этика занималась выявлением и определением зла, выясняла причины его появления, искала пути борьбы с ним, способы его искоренения.
2. Мораль и ее функции. Характеристика структурных элементов морали.
В любом обществе существуют определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между его членами, некая организация их поведения. Соблюдение норм общественной жизни неизбежно, т.к. они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо это или постыдно, словом, они оценивают, что - “хорошо”, а что - “плохо”. Всяческие, даже серьезные нарушения их, касаются лишь частностей, лишь отдельных норм.
Несмотря на различные точки зрения на происхождение морали, существующие в этической науке, не вызывает каких-либо сомнений то, что мораль существовала всегда, к ней причастны все, она формировалась и развивалась в процессе становления и эволюции человеческого общества.
Традиционно в основе классификации исторических типов морали лежит формационный принцип различения способов производства в соответствии с которым выделяются: мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.
Мораль - это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Она регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах.
В этической науке существуют разные точки зрения, как отличающие мораль от нравственности, так и отождествляющие эти понятия, но подавляющее большинство современных исследователей признают их тождественность. Таким образом, нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина “мораль”), происходящее от слова “нрав”.
Мораль тесно связана с правом, социальной функцией которого также является регулирование поведения людей в обществе. Однако оно осуществляется иначе, чем в морали. Если право регулирует отношения между людьми, опираясь на принудительную силу закона и государства, то мораль регулирует отношения между людьми посредством общественного мнения и совести человека, т.к. нравственное сознание включает в себя как понятия, правила, принципы, идеалы, так и чувства, например, удовлетворенности и неудовлетворенности, радости и огорчения, любви и ненависти.
Мораль очень тесно связана с эстетикой - наукой о прекрасном, об искусстве. Важнейший предмет эстетики - эстетическое отношение человека к действительности, которое весьма разнообразно и пронизывает все без исключения сферы его бытия: труд, познание, общение, быт, спорт и т.д. Человек везде стремится творить по законам красоты, внося в окружающую его среду эстетическое начало. Эстетическое по своему объему шире этического, т.к. в искусстве находит отражение весь материальный мир - неживая и живая природа, человеческое общество. Но по цели, своему назначению эстетическое играет подчиненную роль: его задача - утверждать добро, передовую мораль.
Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы, сотрудничества людей. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть в глубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира.
Мораль не имеет своей внешне строго и постоянно очерченной сферы. Она свойственна всякой общественно- значимой деятельности, всем общественным отношениям: политические решения характеризуются как гуманные или антигуманные; экономические - как справедливые и несправедливые; духовная позиция - как честная или бесчестная и т.д. Мораль представлена в каждом контакте человека с человеком.