Смекни!
smekni.com

Профиссиональная этика юриста (стр. 3 из 5)

Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом выражения морали: мимика, жесты, речь, молчание, одежда, жилище и т.д. - за всем этим может скрываться определенная нравственная позиция.

Мораль функционирует в обществе как единое целое, в котором выделяются три структурных элемента:

- нравственная деятельность;

- нравственные отношения;

- моральное сознание.

Нравственная деятельность людей - это основа морали. Любая человеческая деятельность, в том числе и моральная, включает в себя цель, средства и результат. Каждая деятельность имеет свою конкретную цель - человек что-то предполагает, планирует сделать. Однако в любой предметной деятельности всегда присутствует и моральный мотив - во имя чего совершается данное дело: во имя добра, справедливости, других каких-то моральных целей или же содержится злой умысел. Эта сторона предметной деятельности и выражает нравственное содержание ее цели. Человек может ставить перед собой как приемлемые (нравственные), так и неприемлемые (безнравственные) цели.

Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию также могут быть нравственными или безнравственными. Например, в деятельности юристов при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.

Любая деятельность имеет определенные последствия (близкие или далекие, благоприятные или неблагоприятные) и результаты (нравственные и безнравственные). При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.

В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом (блоком) морали.

Нравственные отношения, складываясь в процессе нравственной деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являются условием, через которое осуществляется эта деятельность.

В нравственных отношениях отражается объективный интерес общества, класса, личности. Они закрепляют на практике устойчивые поведения и выступают как единая связь норм, запретов, как определенная система. Таким образом, каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу моральных отношений.

Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, которая находит своё выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

В зависимости от объекта нравственные отношения подразделяются на следующие виды:

- нравственные отношения личности и общества;

- нравственные отношения личности и личности;

- нравственные отношения личности к самой себе;

- нравственные отношения личности и человечества.

По признаку универсальности и сферам жизни нравственные отношения можно классифицировать на отношения к труду и к людям в процессе труда, отношения в общественно-политической деятельности: в правовой, научной, педагогической, художественной, семейно-бытовой и т.д.

Богатство и многообразие нравственных отношений, в которые включается личность, определяют богатство и многообразие его нравственной культуры. Их специфика выражается в том, что, вступая во взаимоотношения друг с другом, обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые фиксируются сознанием долга, ответственности, совести.

Нравственные отношения - социально значимые взаимоотношения людей, которые закреплены в нравах, определяют понимание смысла и значимости бытия, являются каналами морального общения людей, регуляции поведения и передачи морального опыта.

Любой поступок человека, в котором проявляются определенные нравственные отношения, объективно приобретает значение положительной или отрицательной ценности или их противоречивого сочетания. С изменением материальных, социально-экономических условий жизнедеятельности людей происходит и изменение ценностей, которые были закреплены в духовной культуре общества. Исчезают старые и появляются новые ценности, меняется их соотношение: одни отодвигаются на второй план, а другие - выходят вперед. Вместе с изменением нравственных отношений людей в обществе меняется и их нравственное сознание.

Третьим элементом (блоком) общей структуры морали является моральное сознание - система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Моральное сознание объединяет нравственный опыт человечества, систематизирует его и создает рассудочные шаблоны для стереотипного поведения, вполне эффективные для обычных моральных ситуаций. Для решения проблемных, конфликтных ситуаций моральное сознание вырабатывает нравственную интуицию.

Моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.

Эмоционально-чувственный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.

Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более личностны, субъективны. Моральные чувства - это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возникает определенное отношение к поступку, которое может проявляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, раскаяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, направленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относятся: чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, достоинства, сострадания и т.д.

Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные, эгоистичные: себялюбие, зависть, трусость, жестокость, душевная черствость. По существу они являются безнравственными чувст­вами, т.к. лишены главного признака нравственности - осознания необходимости способствовать укреплению общественных начал человеческой жизни.

На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм.

Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.

Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать правильный выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.

В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям (“Будь правдив”, “Уступи место старшим”).

Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка (“Не завидуй”, “Не оскорбляй”).

Нормы морали, как и нравственные чувства, представляют собой универсальные регуляторы поведения. Одни из них регулируют отношение человека к себе, другие - к другим людям разных поколений, пола, возраста, третьи - к среде функционирования (к природе, к культуре, к труду).

Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований.

В отличие от норм морали, которые определяют тактику поведения в конкретных жизненных ситуациях, принципы морали определяют обобщенную социальную ориентацию, являются своеобразной программой деятельности. Если нормы морали не имеют самодовлеющего смысла и при определенных условиях отступление от них не только допустимо, но и необходимо, то принципы являются безусловными нравственными требованиями, следование которым обязательно во всех случаях жизни.

Эмоционально-чувственный и рациональный компоненты сознания человека находятся в неразрывном единстве, но решающая роль в нравственной жизни принадлежит убеждениям, формирующимся под влиянием социальной среды и воспитания. Нравственные убеждения объединяют чувства и разум, придают устойчивость поведению, определяют общую направленность личности.

Моральное сознание состоит из общественного и индивидуального. Общественное - это теоретические требования, нормы, кодексы, идеалы, запреты, правила поведения. Индивидуальное - это мотивы, чувства, убеждения конкретной личности.

В научной и учебной литературе выделяется следующие функции морали: гносеологическая (познавательная), ценностно-ориентирующая, регулятивная, воспитательная.

Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках.

Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации.

Регулятивная функция морали - это её основная функция. Мораль регулирует, направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т.д.), внешним - нормы.