Без принципов адвокаты - простое множество частных лиц, имеющих некоторые навыки решения проблем с законом; с принципами же они - могущественная корпорация, способная изменить общество в соответствии со своими этическими представлениями. Адвокатура - это гигантская сила, которая должна быть предсказуема и управляема хотя бы со стороны самих адвокатов.
Адвокатская этика представляет собой составную часть этики юридической, которая взаимосвязана с привлекающей постоянное внимание в силу разнообразия коллизий, возникающих в практике адвоката при осуществлении деятельности в интересах обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего в уголовном процессе.[vi]
В этой связи, думается, имеет смысл в законодательстве об адвокатуре, несмотря на наличие единых нравственных норм и принципов, которые установлены для адвоката , выступающего не только в качестве защитника обвиняемого, но и в качестве представителя потерпевшего, разграничить этические требования, предъявляемые к их профессиональной деятельности.
Глубокое изучение международных стандартов, которые относятся к уголовной защите, таких как профессиональный стандарт независимости адвоката-защитника , стандарт недопустимости конфликта интересов при защите по уголовным делам, профессиональный стандарт конфиденциальности в процессе осуществления деятельности адвоката-защитника , стандарт адвокатской тайны, стандарт взаимоотношений адвоката-защитника с государственными органами и правил адвокатской профессии, а также активное сотрудничество с адвокатами различных государств позволит создать наилучшие условия для сохранения и дальнейшего совершенствования стандартов этики адвокатской профессии.
Как видно из Основных положений о роли адвокатов , принятых восьмым Конгрессом ООН в августе 1990 г. в Нью-Йорке, " адвокаты , оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами".[vii]
В России в течение достаточно длительного времени отсутствовал единый документ, содержащий правила профессионального поведения адвокатов . Этический кодекс российский адвокатов был принят только 31 января 2003 года на Первом Всероссийском съезде адвокатов, и является составной частью законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Как указано в пункте 2 статьи 4 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[viii], кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Кодекс содержит различные по своему характеру правила поведения. Большинство норм первого раздела Кодекса (Принципы и нормы профессионального поведения адвоката ) являются скорее этическими требованиями, чем правовыми нормами. Это видно из того, что большинство норм первого раздела Кодекса слишком неопределенные по содержанию. Например, адвокаты должны сохранять честь и достоинство (ч. 1 ст. 4), избегать действий, направленных к подрыву доверия (ч. 2 ст. 5) и др. Многие нормы и сформулированы как нравственные призывы: например, «злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката» (ч. 3 ст. 5).
В то же самое время, несоблюдение норм Кодекса влечет для адвоката серьезные последствия, вплоть до лишения статуса адвоката.
Возникает вопрос, насколько оправданно такое положение, когда неопределенные по содержания нормы могут влечь ответственность лица за несоблюдение этих норм.
Ведь, учитывая неопределенный характер этих норм, то, что одному кажется несоблюдением, другому покажется вполне нормальным. Мораль – понятие индивидуальное.
С одной стороны, конечно, стоит стремиться к тому, чтобы моральные принципы деятельности каждого адвоката были едины. С другой стороны, не бывает унифицированной морали . Там, где мораль становится правом – один шаг до произвола. Кодекс избрал промежуточное состояние – он придал многим моральным принципам правовое значение. Однако, он не облек эти принципы в правовую форму, чем чрезвычайно затруднил их применение.
Введенная Законом возможность применения санкций за несоблюдение норм Кодекса – весьма поспешное решение законодателя. Ведь такой принцип правоприменения, как невозможность привлечения к ответственности в случае неясности требований нормы – не является у нас общеправовым. Пожалуй, благодаря практике Конституционного суда, он лишь постепенно становится принципом налогового права. В этой ситуации, я считаю неоправданным привлекать адвоката к ответственности за несоблюдение неопределенных по содержанию норм.[ix]
Вместе с тем, нельзя не сказать и о том, что Кодекс трудно упрекнуть в том, что там написано что-то неправильно. Практически со всеми изложенными в нем этическими подходами следует согласиться. Это и невозможность для адвоката принимать больше поручений, чем он в состоянии выполнить, и запрет давать гарантии клиенту, дающие ему основания думать, что адвокат может добиться успеха большим, чем добросовестное выполнение своих обязанностей и пр. Но даже абсолютно правильное моральные истины могут оказаться аморальными, если они будут подменять право.
В силу сказанного, я считаю, что ссылка далеко не на каждую норму Кодекса может обосновывать привлечение адвоката к дисциплинарной ответственности. Нормы, воплотившие в себя этические декларации и не имеющие определенного содержания, не могут быть таким основанием.
Что касается процедурных норм Кодекса (в основном, сосредоточенных во втором разделе), то они могут применяться в полном объеме, поскольку отвечают всем признакам правовых норм.
Таким образом, Кодекс – это одно из средств регулирования отношений адвоката и адвокатского сообщества. Это означает, что никакие другие лица, кроме органов адвокатского сообщества, не вправе требовать у адвоката исполнения норм Кодекса, а также требовать привлечения адвоката к ответственности за несоблюдение норм Кодекса.
Этические основы деятельности адвоката определяются его нравственным сознанием, т.е. взглядами, представлениями о добре и зле, о достойном и недостойном.[x]
Адвокатом может быть тот, у кого безупречная репутация, чуткое сердце и солидная профессиональная подготовка. От него требуются такие качества, как настойчивость, смелость, выдержка, вера в справедливость, гуманность и уважительное отношение к людям. Отсутствие нравственного идеала делает адвоката ограниченным и черствым, снижает его профессиональную активность. «Когда адвокат не служит благороднейшей из человеческих профессий — он занимается гнуснейшим ремеслом».[xi]
Решение задач адвокатуры ко многому обязывает. Являлось бы лицемерием поведение адвоката, который, ратуя на словах за соблюдение законности, сам ее нарушает; защищая интересы семьи, сам бездушно относится к жене или детям и т.п. В связи с этим адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безупречного поведения всегда, а не только в суде или в юридической консультации.
Профессиональные нормы порицали поведение адвоката , которое может снизить степень общественного доверия к нему, подчеркивали долг адвоката быть безупречным и в бытовых условиях.
Обязанности адвоката неразрывно связаны с его ответственностью за нарушение профессионального долга. «Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм». Вряд ли следует считать, что ответственность наступает лишь тогда, когда адвокат в отдельном случае не оправдал оказанного ему доверия. Она необходима в течение всей профессиональной жизни, все это время адвокат должен ответственно подходить к своей деятельности.
В ряде случаев профессиональный долг адвоката определяется в законе. Но иногда в тексте закона формулируется ни что иное, как правило морали . Например, хотя требования «моральной чистоты и безукоризненного поведения» указывались в законе, они являются общими требованиями морали , применяемыми в специфических условиях адвокатской деятельности. В юридической литературе справедливо отмечалось, что одни общественные отношения или некоторые их стороны поддаются внешнему, в данном случае государственно-правовому регулированию, другие же, если бы законодатель и хотел это сделать, не могут быть объектом этого регулирования.
Очень часто регулятором поведения адвокатов выступают традиции и принципы морали , сложившиеся в адвокатуре.
Но во всех случаях существенной гарантией выполнения профессионального долга являются такие нравственные факторы, как совесть, честь, репутация адвоката . Осуществляя свои функции, ему необходимо руководствоваться нравственным смыслом правового закона. Адвокату важно использовать все не запрещенные законом средства и способы защиты лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Их применение во многом зависит от понимания адвокатом своего профессионального долга, от его совести. Осознание значения своего поведения и его последствий, стремление к добросовестности и максимальной самоотдаче диктует адвокату необходимость глубокого изучения дела и специальной литературы, истребования различных справок, обращения за консультациями к специалистам, определяет содержание и форму изложения доводов и т.д. Следование долгу связано с внутренней тревогой, постоянной проверкой своих действий, с потребностью самосовершенствования.