Эволюционистские теории происхождения морали. Социобиология: основные идеи и концепции, объясняющие происхождение морали, альтруизма и «помогающего поведения».
Социально-договорные теории происхождения морали (права).
Формирование первичных нравственных форм в процессе разложения первобытной общины, социальной дифференциации и обособления индивидов. Отражение процесса становления морали в языке и в древней литературе.
Формирование императивно-ценностного содержания морали. Талион, золотое правило, заповедь любви: их ценностное и нормативное своеобразие.
5. Философские проблемы этики
Нормативная регуляция поведения и ее структура. Сравнительно-структурный анализ морали, права, обычая как форм нормативной регуляции поведения. Антитеза должного и сущего, ее отражение в моральном сознании. Долг и идеал. Нравственные обязанности человека по отношению к другим людям и по отношению к самому себе. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований. Универсализируемость моральных суждений и решений. Абсолютное и относительное в морали.
Совесть. Совесть и стыд. Различные представления о природе совести. Негативная и позитивная трактовки совести. «Чистая совесть». «Свобода совести».
Понятие ценности. Объективные и субъективные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные ценности. Ценность и оценка. Содержательно-предметное разнообразие ценностей.
Добро и зло. Историческая дифференциация ценностного сознания и формирование моральных понятий о добре и зле. Разнообразие содержательно-ценностных истолкований добра и зла в истории мысли. Добро и долг. Идея непреодолимой связности добра и зла в истории философии.
Справедливость. Уравнивающая (ретрибутивная) и распределительная (дистрибутивная) справедливость. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Принципы универсализируемости и равенства в установлении оснований справедливости. Исторические формы справедливости как равенства. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания, в частности, уголовного.
Свобода. Проблема негативной и позитивной свободы. Свобода воли (хотения) и своеволие. Формальная (отрицательная) и материальная (положительная) свобода. Свобода как гражданская автономия. Свобода духа. Проблема «сублимации свободы». Ответственность. Естественная и контакторная ответственность. «Этика ответственности» и «этика убежденности».
Итак, этика как наука о морали содержит в себе культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, а этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в этической морали.
Мораль понимается как форма общественного сознания и выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Этика связана с нравственной культурой личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.
Список литературы
1. Гегель В.Ф. Философия права. - М., 1990.
2. Гельвеций К.А. О человеке - М., 1974.
3. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. - М., 2001.
4. История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. -М., 2003.