Однако, господствовать над страстями – не значит подавлять их. Иногда наши чувства могут быть «верно направлены». Например, страх смерти – это нормальное человеческое состояние, которое в некотором роде может обеспечить нашу безопасность. Здесь страх уже не будет рассматриваться так негативно. Также, разумность не всегда означает нравственность деяния. Например, хладнокровный злодей, совершающий интеллектуально насыщенное преступление – он руководствуется разумом, однако его поведение нельзя назвать моральным. В морали важна цель деяния, которая может быть обусловлена и чувствами. И, если чувства направлены верно, они будут следовать верным суждениям разума. Таким образом, страх, как человеческое чувство, может обусловливать нравственность поведения. Например, Гуревич писал: «человек, судя по всему, сознателен в той мере, в какой ему удается войти в мир страха»(28, 235).
В завершении, можно сказать, что несмотря на то, что эмоция страха, одна из самых сильных, и что она, как никакая другая эмоция может влиять на поведение человека, приводя его к неконтролируемым действиям, ее нельзя оценивать, с моральной точки зрения, лишь негативно, хотя безусловно, нельзя забывать о том, что страх приводит к трусости. Однако, у страха есть и положительные стороны, касательно его этического контекста. Страх предупреждает нас об опасности и корректирует наши действия в соответствии с этим, он предостерегает нас, в том числе и от аморальных поступков.
Заключение.
Проведя комплексный анализ проблемы страха, невозможно утверждать, что данный феномен следует однозначно аттестовать в качестве положительной или отрицательной моральной ценности. Этическая оценка предполагает учет разнообразных факторов, конкретизирующих вид данного феномена, специфику его проявления, мотивационный фон, последствия.
Данной темы касались философы еще с глубокой древности, выделяя как позитивные, так и негативные аспекты феномена страха. Однако действительная проблематизация данного феномена произошла только благодаря экзистенциализму, поднявшего страх до основы бытия человека. До появления экзистенциалистской философии было принято анализировать преимущественно воздействие, которое производит страх на человека, а, собственно, его качественные, сущностные характеристики оставались на втором плане. Самое главное, что показали философы-экзистенциалисты, это то, что именно через страх человек может осознать себя в этом мире, осознать, с одной стороны, свою свободу, а с другой - свою конечность. Другими словами, страх интерпретировался ими в качестве фундаментального основания выявления подлинности человеческого бытия.
Что же касается этической интерпретации, то применительно к ней можно зафиксировать два основных аспекта: первый – это понимание страха как сдерживающего фактора в институтах права и в религиозной морали, что вряд ли можно признать нравственно-положительным явлением, имея в виду «загрязнение» моральной мотивации индивида. Соблюдение закона и отказ от совершения греха происходит не потому, что это безнравственно, а из-за страха наказания. Вместе с тем, некоторое положительное значение страха можно обнаружить и здесь, так как именно он в некоторой степени «защищает» граждан от совершения преступлений. Поэтому в этом аспекте страх может оцениваться и положительно, и отрицательно, в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения.
Другой аспект связан с проблемой соотнесения разумности и чувственности. Мораль соотносится, прежде всего, с разумностью и сдержанностью в отношении эмоций, что побуждает нас склоняться к аттестации страха (в случае его преобладания над разумом) в качестве зла. Однако зачастую именно наши эмоции, в том числе и страх, обусловливают положительно направленную в нравственном контексте цель наших деяний, что стимулирует отнесение страха к сфере добра. Что же касается мужества, как одной из главных нравственных добродетелей, то применительно к его формированию страх выступает в качестве морально-отрицательной ценности и предполагает преодоление. И, напротив, трусость, которая порицается моралью, сущностно связана с неконтролируемым страхом.
Таким образом, проблема моральной оценки феномена страха достаточно сложна, многоаспектна и требует учета всех обстоятельств, определяющих специфику его реального проявления.
БИБЛИОГРАФИЯ
по теме исследования
1.Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердловск, 1991.
2.Бачинин В. А. Этика: энциклопедический словарь. Спб., 2005 . С. 237-238.
3.Бердяев Н. А. О назаначении человека: опыт парадоксальной этики. М., 2003.
4. Братусь Б. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
5. Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998.
6.Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978 .
7.Вэленс А. де. Заметки о понятии страха в современной философии// Феномен человека. Антология. М., 1993 .
8.Гегель Г. В. Ф.Феноменология духа.Спб, 2006.
9. Горичева Т., Иванов Н., Орлов Д., Секацкий А. Ужас реального. СПб., 2003.
10. Гулуа В. Л. К вопросу о значении эмоций в моральных поступках // Философские науки. - 1987. - №6. - С. 106-108.
11.Гусейнов А. А.Этика ненасилия. Вопросы философии.— 1992 .— №3.— С. 72—81.
12. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Уч. пособие. М.,1999.
13. Декарт, Р. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1994.
14.Додонов Б. И. Эмоция как ценность.М., 1978 .
15. Йонас Ганс. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004.
16.Категории человеческого существования. М., 1989 .
17.Кьеркегор. Страх и трепет. М., 1993 .
18.Кьеркегор и современность. Материалы научной конференции / Ответственный редактор: Щитцова Т.В. Мн.: РИВШиГО, 1996.
19. Лакан Ж. Семинары. М., 1999 .
20.Монтень М. Опыты. М., 1997 .
21. Мэй, Р. Смысл тревоги. М., 2001.
22. Ницше Ф. К генеалогии морали. М., 1990.
23.Психология и этика: опыт построения дискуссии. М., 1998 .
24.Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983 .
25.Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм// Человек в осаде. Сборник. М. 2006 .
26.Словарь по этике. Под ред. Кона И. С. М.,1981 .
27. Спиноза Б. Собрание сочинений в 2-х т. М., 1957 .
28.Страх.Антология/ сост. П.С. Гуревич.М., 1998.
29. Тело, смысл, субъект: сб. ст. / под общ.ред. С.А. Лишаева. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2005. – стр.93-109
30. Тиллих, П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.
31. Фрейд З.Психология бессознательного.М.,1989.
32. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993 .
33. Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 2003 .
34. Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали: две основные проблемы этики. Спб., 1886.
35.Элиаде, М. Священное и мирское. М., 1994.
36. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Том 2-ой. М., 1965.