- Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают тост возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уад!».
Однако, этого никогда нельзя делать на поминках.
- Если сидящий за столом видит, что старший высказывает какие-то благодарственные слова в его направление, должен встать и стоя выслушать говорящего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» (Большое спасибо) или «Хуыцау загъад не’ппатан дар» (Дай Бог нам всем).
- На стол по случаю осетинских народных праздников (Джеоргуыба, Хетаджы Бон, Реком, Уацилла и других) не ставят курятину, рыбу. Продукты изготовленные из них во время этих праздников осетины не употребляют. Всё мясное в эти дни должно быть приготовлено из говядины или баранины.
На столе во время традиционных осетинских праздников никогда не должно быть свинины и изготовленных из неё продуктов. В качестве обычного продукта питания, она допустима на пикниках, днях рождения и других подобных неофициальных мероприятиях. Но и здесь продукты из свинины ставятся на стол только после того, как старший вознесёт молитву Богу и освятит три пирога или же произнесёт первые три тоста.
- Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях, старшие отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-то инструменте.
Когда во дворе или в доме шумит полным ходом веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут попросить разрешения старшего, навестить «Хъаст» (место веселья, танцев). И мудрый старший всегда на это даёт своё разрешение, формально посоветовавшись со вторым и третьим старшими.
3. Обязанности обслуживающего застолье
(Уырдыглаууаг или уырдыгстаг)
В официальных осетинских празднованиях обычно участвует довольно большое количество людей. И без помощи определённой группы молодых людей, из числа соседей и родственников (обязательно - зятья данной фамилии ), здесь трудно обойтись. Они распределяют стол между собой («от сих до сих») и каждый обслуживает свой участок. Обычно они стоят вдоль стола с правой стороны с сосудами араки в левой руке. Видимо поэтому их называют «уырдыглаууаг» (дословно: «стоящий»). По мере продвижения тоста от старшего вниз по столу, обслуживающий берёт и наполняет бокалы каждого сидящего на его участке в строгой последовательности следования тоста. Одновременно должно быть наполнено 3 или 5 бокалов, но никак не четное количество. Бокал держат и передают только правой рукой. Время от времени, по мере опорожнения сосуда с аракой, уырдыглэууэг идёт в «кабиц» (помещение для хранения всех продуктов и напитков предназначенных для празднования), и просит «кабицы хицау» (ответственного) наполнить "графин".
Обслуживающий застолье также смотрит за тем, чтобы на столе было всё в достатке. Он может восполнять нехватку того или иного продукта или блюд опять же через «кабицы хицау». Они же приносят «лывза» (осетинский аналог рагу), «фыдджынта» (пироги с мясным фаршем. См. раздел «Осетинская кухня») и «бас» (бульон, обычно по просьбе сидящих за столом). Всё это подаётся горячим по ходу застолья.
Раньше «уырдыглаууаг» был неотъемлемым атрибутом любого застолья. Мужчины пили в основном один напиток – араку (осетинский самогон, по запаху и вкусу близкий виски). Пиво же обычно ставили на стол. В наше время столы обычно заставлены разнообразными напитками и «уырдыглаууаг» с аракой уже не так необходим. Обычно после 3-5 тостов старшие отпускают его, так как каждый сидящий за столом выбирает напиток по душе со стола.
Но наливать самому себе не принято. И поэтому делает это кто-то из сидящих рядом, но «ниже». При этом 2-3 человека из числа молодых, не участвующих в застолье, всё же присматривают за столом, частично выполняя функции «уырдыглаууаг».
4. Некоторые особенности осетинского поминального стола
Для поминок по усопшему человеку, которые справляются со дня его смерти и до годовщины, каждый раз накрывается специальный поминальный стол. Он несколько отличается от праздничного. Семья покойного, а также близкие родственники готовят различные яства и выпивку. Среди этих яств обычно: пироги, торты (в четных количествах), всевозможные фрукты, мясо, возможна рыба, курица, конфеты и другие сладости. Считается желательным поставить на стол всё то, что при жизни любил усопший. Напитки также ставятся на стол четными количествами (например:2 бутылки водки, две бутылки вина, две - соков и тд.). В этот день забивается баран или бычок. Голова и шейная часть ставятся на поминальный стол (шея справа от головы). На этом столе обязательно должна быть соль, нож, и стакан (чашка) с чистой водой.
Всё, что приготовлено для поминок сперва ставится на отдельный стол. Двое или четверо мужчин подходят к этому столу для посвящения его покойнику (ныхалар канын). Это обычно делает старший со стаканом араки в правой руке. После того, как эта процедура закончена, кто-то из младших символически посыпает щепотками соли всё, что есть на столе и затем притрагивается ко всему подряд лезвием ножа. Одна из присутствующих женщин (обычно вдова ) выплёскивает воду из стакана во двор, но не на дорожку по которым ходят члены семьи. На этом процедура «халар канын» заканчивается и содержимое стола расставляется на основном столе, где будут сидеть пришедшие на поминки. Мужчины и женщины сидят за отдельными столами.
Старший стола обычно начинает с вознесения молитвы Всевышнему и тоста за Единого Большого Бога . Поскольку это в Осетии не делается с чётным количеством пирогов, на столе возле старших их должно быть три. После того, как старший закончит свою молитву и выпьет, один пирог передаётся дальше по столу, оставляя возле старших два пирога.
Второй тост произносится старшим стола за упокой души и за царство небесное (рухсаг) покойнику. Каждый должен встать и стоя сказать «рухсаг у» и капнуть при этом из своего стакана на стол, на тарелку или (как делали раньше) на кусок пирога или хлеба. Необходимо быть немногословным и лаконичным, не очень громко, но чётко высказывая свои слова поминания покойника следующему по столу. Закончив, нужно сесть и выпить сидя.
Стоя на поминках не пьют. Нельзя также чокаться стаканами, и говорить старшим «Амен!» или «Амен Хуыцау!» Это всё – атрибуты праздников. В отличие от них, на поминках пьют чётными количествами. То есть одновременно должны держать стаканы 2 или 4 человека.
Третий тост старший произносит за здоровье и благополучие, тех, кого покойник оставил после себя : членов семьи и ближайших родных.
Четвёртый тост – за царство небесное (рухсаг) тем, кто ушёл в мир иной до поминаемого покойного, и тем, кому он сам желал царства небесного за такими столами.
Следующий тост может быть произнесён за здоровье и благополучие тех, кто оказал семье помощь, взяв на себя огромную тяжесть приготовлений и похорон, а также тех, кто, оставив свои неотложные дела, пришёл почтить память усопшего и выразить соболезнование семье.
Во время этого тоста хозяин дома (или старший представитель фамилии) может отдельно поблагодарить всех и преподнести благодарственные бокалы. Если он не сидит за столом, тогда обычно он просит одного или трёх человек (вместе - чётное число) из числа соседей пройти вместе с ним к столу. Они берут «хай» (обычно – небольшой кусок отварного мяса) и в таком составе подходят к старшим стола. Один из подошедших объясняет присутствующим цель их прихода, желание хозяина дома поблагодарить сидящих за столом. После этого они просят их выпить благодарственные бокалы. Вне этого никакие другие бокалы за поминальным столом не преподносятся.
Во многих общинах Осетии, перед завершением поминок, старший просит отрезать от головы жертвенного животного левое ухо. Его надрезают и кладут сверху на голову, надрезом в сторону младших.
Последний тост старший стола произносит за Мыкалгабырта и хлеб-соль в этом доме. Он просит у этих святых изобилия для этого дома и чтобы отныне они принимали гостей только по праздничному поводу.
Поминальное застолье заканчивается этим тостом и если кому-то вздумается выпить ещё и после этого, такие попытки необходимо сразу же пресекать.
Как только сидящие за столом младшие выпьют за Мыкалгабырта, все встают, выходят из за стола и становятся (обычно во дворе) по две стороны. Со стороны дома – хозяева, их родственники и соседи. По другую сторону – все гости. Тот, кто сидел за старшего от гостей делает шаг вперёд. Он коротко в трёх-четырёх предложениях благодарит хозяев за приверженность осетинским традициям поминания усопшево, и желает им чтобы постигшее их горе было последним на многие годы. Чтобы поминки в их доме сменились праздниками.
В ответ на это, старший поминального стола также благодарит гостей за то, что они разделили с ними горечь утраты, и желает им благополучно добраться домой и застать свои семьи в добром здравии.
На этом все расходятся.
Заключение
При выборе темы по заданию «Национальный этикет страны», мне хотелось взять страну или нацию, которая в полной мере раскрывает понятия «застольного этикета». Я считаю, что Осетия как пример нации является очень показательной и чтущей традиции даже учитывая то, что это не нация и не страна, а маленькие ущелья собраны в одну большую семью. Национальный этикет это не только этикет в отдельных сословиях общества который нам представляют страны, а то как граждане своей страны относятся и чтут её традиции. В застольном этикете Осетинцев я увидела насколько сплочённым, гостеприимным народ может быть, а так же очень религиозным. Чтить и помнить свои традиции и передавать их своим предкам это дань уважения им. Вообще мусульманский этикет, обычаи и традиции значительно отличаются от стран, в которых проповедует другая религия. Т.к если в других странах ты можешь следовать традициям, соблюдать этикет или не делать этого, то в странах с мусульманской верой традиции прежде всего.
В заключении хотелось бы сказать, что этикет является неотъемлемой частью нашей жизни в обществе, социальной сфере т.к если мы называем себя существами разумными, то надо и вести себя соответствующе не важно соблюдаешь ли правила этикета, главное сохранять человеческие отношения друг к другу.
Библиографический список:
1. www.ossetians.com