Смекни!
smekni.com

Особенности национального бизнеса татарский темперамент (стр. 1 из 2)

Особенности национального бизнеса: татарский темперамент

Мы продолжаем публикацию серии материалов, посвященных особенностям менталитета различных наций, характерных для нашего региона. В предыдущем номере мы рассмотрели национальные особенности удмуртов и их поведение на работе.

Этот материал посвящен одной из самых многочисленных и колоритных национальностей из проживающих в России – татарам. Исследовать особенности характера трудолюбивых и предприимчивых татар попытался наш эксперт – кандидат экономических наук Андрей Атаев.

Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Татары — представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.

Волго-уральские татары – консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую (в том числе и экономически) нацию. Волго-уральские татары расселены как в Республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии.

Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. Важно отметить, что в среде тюркских народов мужчины выполняют исключительно мужскую работу. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

Наиболее общими национально-психологическими особенностями татар, влияющими на межнациональные отношения, являются:

• острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

• неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

• высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

• дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

• резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;

• групповая, национальная и родовая сплоченность.

С древних времен татары имели свои отличительные черты характера, выделявшие их от представителей других национальностей. В основном это были положительные черты: о татарах говорили как о чистоплотном, трудолюбивом народе, готовом всегда прийти на выручку. К этому также добавлялись стремление к знаниям, терпение, честность, щедрость. У татар-мишарей выделялись такие качества, как смелость и предприимчивость. Татары относились терпимо к другим народам – в жизнь чужих не вмешивались, но и в свою жизнь посторонних не впускали. Татары не предавали огласке свои внутренние проблемы, сор из избы не выносили, уповая только на помощь Аллаха и собственные силы в решении жизненно важных проблем.

Безусловно, в становлении этих положительных качеств татарского национального характера большую роль сыграл ислам. На протяжении веков татары, жившие только по предписанию Корана и сунны, преклонялись только перед Аллахом и строили свои социальные отношение исключительно по законам шариата. В обществе была четко обозначена роль семьи, а в семье положение родителей, представителей старшего поколения, детей. Отношения между родственниками, соседями, другими членами общества, а также раздел имущества, наследства и решение социальных проблем производился по канонам ислама. Все, что запрещалось исламом, считалось недопустимым. Поэтому такие пороки, как воровство, пьянство, распутство, серьезные преступления, среди татар не имели места.

С момента отхода от предписаний ислама, начавшегося сто лет тому назад, татары все чаще стали подвергаться влиянию извне, что постепенно ослабило их иммунитет. Оказавшись один на один с привлекательной на первый взгляд, но чужой русской цивилизацией, татары испытали культурный шок, оставивший глубокий след на их национальной психике. Вещи, запрещенные столетиями, в одночасье стали нормой поведения. Народ постепенно начал утрачивать чувство стыдливости, татарские женщины обнажились, мужчины стали коррумпированными, в жизнь татарского общества проникли блуд и пьянство. Советский строй, основанный на поклонении идеологии и атеизму, внес в жизнь татар еще более тяжкие пороки: такие, как безбожие, лживость, несправедливость.

В результате, сегодня мы имеем народ с изрядно испорченным национальным характером, не имеющим твердых принципов (кыйбла), и не имеющим представления, чего он хочет от жизни как нация. Каждый индивид варится в своем котле, многие лезут наверх, к лучшей жизни по головам других, не брезгуя ничем. Социальная зависть, закулисные склоки, интриги и озлобленность стали почти национальной идеологией. Ко всему этому можно добавить повальное двуличие в иерархии социальных отношений: перед вышестоящими трепещут и лебезят, а нижестоящих можно унижать и ни во что ни ставить. Но самое плачевное то, что народ начал проявлять симптомы равнодушия к своей судьбе, к родному языку: своих детей он не отдает в татарские школы, книг на татарском не читает, на татарские газеты не подписывается. Религия также не смогла глубоко проникнуть в общество и изменить образ жизни татар.

Татарский менталитет характеризуется вербально-логическим способом постижения окружающего мира, иными словами, татарский этнос отличает доминантная апелляция к разуму, а не к чувствам. Именно эта особенность татарской ментальности лежит в основе их законопослушности, чувстве уважения к власти, любви к порядку и стабильности. Попав в неблагоприятную ситуацию, татарин может проявить гибкость и принять невыгодные правила игры, так как не видит смысла идти против течения. Подобное умение (приспособляться, избирая нужную стратегию сообразно ситуации), которое, кстати, демонстрируют и китайцы, очень помогает им в работе.

Специалисты по этнологии отмечают уникальность татарской толерантности. Для татарского этноса также характерны религиозность, трудолюбие и терпение, релевантная роль семьи и общины, стремление к знаниям, прагматизм и коммерческая жилка. В среде современных этнических татар по-прежнему существует культ почитания старших, причем в расчет не берется ни должность, ни личностное или родственное отношение: единственным и определяющим условием является возраст. Старший по возрасту почитаем потому, что прожил жизнь, которую молодым еще предстоит пройти. Именно поэтому татарин никогда не уволит сотрудника предпенсионного возраста.

«Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда... Мы – странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских…» — писал Р. Нуриев

Как государствообразующий этнос, имевший когда-то свое, независимое государство и великую историю, татары хранят в душе генетическую память о славе былых лет. Генетическая память, в свою очередь, влияет на формирование национального характера. Отличительной особенностью татарского характера всегда была хозяйская доброта, великодушие и терпимость к другим народам. Но народы, живущие по соседству с татарами, всегда расценивали это как мягкость характера и начинали использовать благосклонность татар в своих корыстных целях. Даже среди самих татарских ученых сложилось мнение, что татары уже далеко не воинственный народ. Хотя это не так. Психологическую травму, связанную с потерей государственности, татарский народ переживал очень тяжело и носил в своей душе на протяжении четырех с половиной веков. Из безвыходности ситуации татары вынуждены был приспосабливаться к враждебной среде обитания.

Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку.

Татарин-начальник рано или поздно большинство трудового коллектива, особенно ближайшее окружение, сформирует из татар.

Татары бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.

Карл Федорович Фукс, первый исследователь XIX века культуры и быта казанских татар, отмечает «татары, рассеянные между русскими, так удивительно могли сохранить свои обычаи, свои нравы и народную гордость, точно как бы они жили отдельно...»

Волго-уральские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. В больших городах они образуют свои землячества (такие, как «Татар-Базар» в Ижевске). Татары стремятся держаться общиной. Это заметно, когда проводятся, например, свадьбы – они масштабные, по 200-300 человек, все родственники.

Большинству татар присущи такие качества, как целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость, смекалка, находчивость, чувство взаимовыручки, преданность, обязательность и порядочность («татарин никогда не обманет, не предаст, если даст слово – выполнит»).

Из огромного числа потенциальных партнеров татарин-руководитель компании в целях безопасности выбирает татар. Так надежнее.

Далее к этому списку добродетелей добавляются: щедрость и простота, скромность и доброта, бескорыстная взаимовыручка и еще весьма длинный перечень лучших человеческих качеств, повествующий о народе гордом, честном и сплоченном. Татарскому характеру свойственно делать все основательно. Кроме того, татары очень работоспособные.