В эстетическом объекте эта субъективная общезначимость связана исключительно с целесообразностью формы. "Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеют никакого влияния (хотя они могут быть связаны с удовольствием от прекрасного) и которое, следовательно, имеет определяющим основанием только целесообразность формы, есть чистое суждение вкуса"[6]. Кант исключает из сферы суждения чистого вкуса все, что доставляет удовольствие «в ощущении» (например, воздействие красок в живописи), акцентируя внимание на том, «что нравится благодаря своей форме». К последней в визуальных искусствах он относит «фигуру» (Gestalt - образ) и «игру» (для динамических искусств), что в конечном счете сводится им к понятиям рисунка и композиции. Краски живописи или приятные звуки музыки только способствуют усилению удовольствия от формы, не оказывая самостоятельного влияния на суждение вкуса, или на эстетическое суждение, – у Канта эти понятия синонимичны.
Основу вкуса составляет "чувство гармонии в игре душевных сил", поэтому не существует никакого «объективного правила вкуса», которое могло бы быть зафиксировано в понятиях; есть некий «прообраз» вкуса, его каждый вырабатывает в себе сам, ориентируясь, тем не менее, на присущее многим «общее чувство» (Gemeinsinn), – некий сверхчувственный идеал прекрасного, на основе которого и действует суждение вкуса. И окончательный вывод Канта о фактической не постигаемости для разума сущности вкуса гласит: «Совершенно невозможно дать определенный объективный принцип вкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и на основании которого они могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда не было бы никакого суждения вкуса. Только субъективный принцип, а именно неопределенная идея сверхчувственного в нас, может быть указан как единственный ключ к разгадке этой даже в своих истоках скрытой от нас способности, но далее уже ничем нельзя сделать его понятным». Нам доступно только знать, что вкус – это «чисто рефлектирующая эстетическая способность суждения» и все[7].
В более позднем сочинении «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), размышляя о проблеме удовольствия или неудовольствия, Кант предпринимает попытку осмыслить вкус с диалектической позиции, подчеркивая наличие в нем наряду с субъективностью и всеобщности, наряду с чисто эстетическим суждением и сопряженного с ним рассудочного суждения, однако достаточного теоретического развития эти идеи там не получили, остались только на уровне дефиниций, которые тем не менее обладают несомненной значимостью хотя бы потому, что еще раз подчеркивают сложность проблемы вкуса. Здесь вкус рассматривается как компонент эстетического суждения, некоторым образом выходящий за пределы этого суждения; он определяется как «способность эстетической способности суждения делать общезначимый выбор». И именно на обще значимости делает теперь акцент немецкий философ: "Следовательно, вкус – это способность общественной оценки внешних предметов в воображении. – Здесь душа ощущает свою свободу в игре воображения (следовательно, в чувственности), ибо общение с другими людьми предполагает свободу; и это чувство есть удовольствие". Представление о всеобщем предполагает участие рассудка. Отсюда «суждение вкуса есть и эстетическое, и рассудочное суждение, но мыслимое только в объединении обоих» [8].
Фактически Канту удалось убедительно показать, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаются понятийному описанию, но присущи всему человечеству. Собственно эту главную проблему вкуса – его субъективно ‑ объективную антиномичность – ощущали почти все мыслители XVIII в., писавшие о вкусе, но не умели достаточно ясно выразить ее в дискуссии. В полной мере не удалось это и Канту, хотя он, кажется, подошел к пониманию вкуса (пониманию объективных границ понимания) ближе всех, писавших о нем в его время.
3. Формирование и развитие эстетического вкуса
Становление личности - процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18-25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.
Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.
Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности
Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус - не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.
В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.
Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетический вкус не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его преимущества или наоборот делать его терпимым и многогранным.
Поскольку мнение эстетического вкуса - это оценка действительности в соответствии с эстетических чувств, потребностей, интересов и мировоззрения людей, то эстетический вкус является единство объективного и субъективного. В уме вкуса отражаются не только качества предмета, воспринимается, но и качества субъекта, который воспринимает. В нем видны своеобразие чувств, интеллект, культура субъекта, его социальная принадлежность
Мнение эстетического вкуса основана на особом интеллектуальном механизме - эстетической интуиции, включающая такой способ познания, как творческое воображение, охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитической действия ума. «Специфическая роль силы воображения в акте познания, - отмечал Э.В. Ильенков[9], - заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не» формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет. Тем временем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия».