Смекни!
smekni.com

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры (стр. 6 из 10)

другие; нет ни мышей, ни кошек, но чистая скатерть покрывает явства,

ожидающие потребителей; и в какое время кто ни захотел бы поесть, будут это

чужие-гости или домочадцы, их ведут к столу, где стоит все готовое. Обычай

держать на столе постоянно хлеб и соль был еще в XIX веке почти

повсеместным у восточных и западных славян [6; 533].

У многих народов древности иноплеменник - чужестранец был существом

совершенно бесправным и его можно было безнаказанно ограбить или даже

убить. В противоречии с этим, казалось бы, находится институт

гостеприимства и отношение к гостю как сакральной фигуре. Судя по

лингвистическим данным, подобной двойственностью характеризовалось

восприятие пришельца у древних индоевропейцев. Характерно, что в ряде

языков "гость" и "чужак" обозначаются словами одного корня, а слово,

обозначавшее гостя, может относиться также и к богу (русское "гость"

родственно "господин" и "господа", но может обозначать и "недобрых людей,

незваных посетителей, воров, особенно грабителей на Волге").

До тех пор, пока пришелец не опознан, он воспринимается предельно

эмоционально. Он может оказаться и Богом, который пришел, чтобы наделить

счастьем и долей, и врагом, готовым лишить их. Хевсурская пословица гласит:

"Жди гостя и смерти". Все эти муки распознавания сменяются душевным

равновесием, когда пришелец становится гостем. Здесь очень важен сам момент

идентификации пришедшего. Характерное приветствие гостя у абхазов "бзаола

шэаабеит!" значит буквально "чтобы по хорошему (случаю) мы вас видели!",

"чтобы ваш приход был добрым!", 'Это не просто приветствие, но своеобразное

заклятие, предопределяющее тактику поведения пришедшего. Если явившиеся

имели недобрые намерения, они могли ответить с угрозой: "Как бы вы ни

смотрели на нас - хорошо ли, плохо ли, - мы пришли!".

Насколько двойственен, потенциально опасен пришелец, настолько

однозначен, целен и предсказуем образ гостя. Ритуал гостеприимства

организован таким образом, чтобы полностью подчинить гостя своему сценарию,

вне зависимости от того, кем он является. Бог, враг или простой путник,

следующий по своим делам, будут приняты примерно одинаково, хотя и с разной

степенью почета. Как говорит русская пословица: "В поле враг, дома гость:

садись под святые, почитай ендову" [6; 534]

Ритуал гостеприимства можно представить как диалог двух сторон,

вступающих в общение. И хозяин, и гость подчиняются жесткому этикетному

сценарии, который связывает, ограничивает их действия и в то же время

позволяет достигнуть определенных целей: хозяину - достойно принять гостя,

заслужив тем самым почет и уважение окружающих и милость Бога, гостю -

получить пищу, приют и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о

госте, но и обязуется защищать его наравне с членами своего рода.

Любопытно в этом отношении описание обычая гостеприимства у славянских

народов в трактате "Тактика и стратегия", авторство которого приписывалось

императору Византии Маврикию (VI в.н.э.). "К чужестранцам благосклонны,

усердно заботятся о них и провожают из одного места «Б» другое, куда

пожелают, здоровыми и невредимыми, так что если бы чужестранцу был причинен

вред в хижине того, кто должен был о нем заботиться, то на него нападает

сосед, вполне уверенный в том, что, мстя за иностранца, совершает

благочестивое дело" [8; 201].

В самых различных традициях обязательный, принудительный характер имеет

трапеза, и гость не может отказаться от неё, чтобы не обидеть хозяев. В

этом одно из отличий традиционных обычаев от современных европейских,

согласно которым человек волен есть то и столько, что и сколько ему

хочется. Накормить гостя - это обязанность хозяина, так он оказывает честь

гостю и в тоже время удерживает свою честь демонстрацией щедрости.

Совместная трапеза является сердцевиной и сосредоточением ритуала

гостеприимства. Это испытание веками средство приобщить пришельца к дому,

сделать его "своим". В тоже время застолье наглядная модель коллектива, его

идеальный образ, переведённый на язык застольного пространства.

Хорошие манеры служат благородной оправой истинной нравственности, но

не являются достаточным основанием, чтобы судить о человеке по существу его

достоинств.

Хорошие манеры, стиль поведения, деликатность, тактичность не

формируются сами по себе. Большое значение здесь имеют социальная

микросреда, в которой живёт человек, полученное в детстве воспитание, но в

любом случае человек может овладеть хорошими формами общения, только будучи

заинтересованным, в этом [8; 205].

Заключение

Можно отметить, что современный этикет способствует взаимопониманию

людей в процессе дипломатического и делового общения, обеспечивает в

немалой степени его целесообразность и практичность. Также является

гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения, служит

формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом

смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом". В этикете высоко ценятся

умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе

девиз - "учитесь властвовать собой"), быть внимательным к окружающим, а

также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Таким образом, современный этикет регламентирует поведение людей в

быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного

рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Этикет -

очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности

морали ,выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в

соответствии с их представлениями о добре, справедливости ,человечности - в

области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой

целесообразности - в области культуры материальной.

Список литературы

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.: Анкил,1996. – 194 с.

2. Байбурин А. К., Топорков А.Л. У истоков этикета.- М.: Изд-во «Пресса»,

1990. – 123 с.

3. Беклешов Д. В. Манеры и поведение делового человека. – М.:

Современник,1993. – 215 с.

4. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: «Авиаль», 1995. –

274 с.

5. Все об этикете. – М.: Вече, 2000. – 298 с.

6. Все об этике/Сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 672 с. –

(Домашний справочник).

7. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

– 256 с

8. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От

столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Просвещение, 2001. –

231 с.

9. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001. – 327 с.

10. Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. М.: Дрофа, 2002. – 165

с.

11. Николаева Т. Н., Илларионов С. И. Этикет и мы. – М.: Советский спорт,

1993. – 160 с.

12. Правила хорошего тона. М.: ТОО «Ариель», 1993. – 101 с.

13. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. –

М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 198 с.

14. Сухарев В. А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер,

1997. – 203 с.

15. Форминовская Н. И. Речевой этикет и культура общения: Науч – попул. –

М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.

16. Фукс Э. Секреты личного обаяния. - М.: Республика, 1994. – 194 с.

17. Фишер Р., Юри У. Этикет делового человека. – М.: Издательский центр

«Академия», 2000. – 237 с.

18. Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей.

М.: «Анкил», 1994. – 213 с.

19. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни,

общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель,

1991. – 247 с.

20. Энджел Д. Ф. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 2000. – 456 с.

21. http://www.yandex.ru/

22. http://www.rambler.ru/

Приложение 1

Виды этикета

|этикет |

|формы |Речевой - | | | |Неречевой |

| |Словесное | | | |-Действия и |

| |выражение | | | |поступки, в |

| |уважения к | | | |которых |

| |людям | | | |проявляется |

| | | | | |уважение к |

| | | | | |людям |

| | | | | | |

|виды |Общегра-жда|придворный |Диплома-тич|воинский |Педагогиче-с|

| |нский | |еский | |кий и др. |

|подвиды |Деловой |

| |Служебный |

| |Столовый |

| |Гостевой |

| |Подарочный |

| |Танцевальный |

| |Этикет дистантного общения |

| |Этикет телефонного разговора |

| |Этикет в общественных местах и др. |

Приложение 2

Внешний вид

Неблагоприятное впечатление на окружающих производит неряшливо

одетый, неопрятный человек или же безвкусно, кричаще одетая женщина.

Поэтому, заботясь о своем внешнем виде, подбирая костюм и другие предметы

туалета, следует иметь в виду общепринятые правила, которые в основном

сводятся к нижеследующему.

1. Главное требование к одежде - опрятность и аккуратность.

Костюм должен быть всегда тщательно отглаженным, без пятен, сорочка -

свежей, обувь - начищенной до блеска и без сбитых каблуков.

2. Рекомендуется одежду выбирать спокойных тонов и тех фасонов, которые

соответствуют возрасту человека, времени дня и года.

3. Летом и в дневное время лучше носить светлый костюм, зимой и в

вечернее время - более темного цвета.

4. Форма военнослужащих должна быть установленного образца.

5. Женщинам надо следить за модой, но не допускать в погоне за ней

безвкусицы.

6. Особое внимание женщина должна обращать на шляпу, перчатки, туфли,

сумочку и носовой платок. Желательно, чтобы эти предметы были в тон, по

цвету, одинаковы по качеству и всегда соответствовали времени дня и сезону.

7. Носки и обувь также следует подбирать в тон и по сезону. Важно,

чтобы носки соответствовали цвету обуви или цвету костюма, или галстука. Не