Смекни!
smekni.com

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры (стр. 1 из 10)

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры

Министерство образования и науки РФ

Архангельский педагогический колледж

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры

Реферат по учебной дисциплине «Этика»

Студентки 30 группы

Тарашниной Евгении Сергеевны

Научный руководитель –

Ананченко М.Ю.,

к. филос. н.

2005

Содержание

|Введение | |

|Этикет как важная часть общечеловеческой культуры |

|История возникновения этикета | |

|Структура, основные правила и принципы | |

|современного этикета | |

|Особенности делового этикета | |

|Принципы делового этикета | |

|Сравнительный анализ делового этикета в различных | |

|странах | |

|Заключение | |

|Литература | |

|Приложения | |

|Приложение 1 «Виды этикета» | |

|Приложение 2 «Внешний вид» | |

|Приложение 3 «Поведение в обществе» | |

|Приложение 4 «Международный этикет» | |

|Приложение 5 «Этикет телефонного разговора» | |

|Приложение 6 «Этикет письма» | |

|Приложение 7 «Визитные карточки» | |

|Приложение 8 «Этикет на официальных мероприятиях» | |

|Приложение 9 «Жесты в деловом мире» | |

Введение

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который

затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое

общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что

подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией,

функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и

формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят

демонстративный характер, этикет основан на практической общественной

целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он

всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные

нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества

в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает

равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее),

сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм

социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в

повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение

в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень

людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением

эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное.

В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать

существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение

конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль

сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять

психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные,

межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона»

(«психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к

конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения

конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в

сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между

людьми, ведет к человеческим драмам.

Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только

регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку

обладает ярким «игровым эффектом».

Цель данной работы – дать характеристику этикета как важной части

общечеловеческой культуры.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- показать историю этикета;

- описать структуру, основные правила и принципы современного этикета;

- охарактеризовать особенности делового этикета.

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры

История возникновения этикета

"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать

средства для свободных проявлений своих "недостатков?" - философски заметил

выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени

появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять

себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и

одновременно находить обоснования несоблюдения их. Между тем мир

цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода

правила. Нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и

целесообразности [6; 8].

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры,

возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том,

чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием

общественной организации усложнялась поведенческая регламентация.

Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших

общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь

той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже

странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок

поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах [2; 9].

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению

своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как

обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем,

такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы:

Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно:

"классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак

нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов,

невежество, поклонение грубой силе и т.п. [21]. Франция дала этому порядку

определение, выразила его в словесной форме – etiquette. Этикет – это

установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность

правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в

обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах,

манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований

этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим,

быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах

тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени

составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества

начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу

нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах.

Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же

бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства,

способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну

войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной

варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов,

дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех

споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не

признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки,

но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах,

а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной

новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной

родиной этикета [21].

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени

Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни

государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в

себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения.

Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал.

Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать

прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г.

появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или

Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу

приобретший популярность среди молодых дворян [7; 11].

Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный

поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу

его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила

приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад

жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения [7; 12].

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления

общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды,

Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами,

принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины

почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы –

кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов [4; 15].

Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с

нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и

доброжелательном общении между людьми.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский

этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и

стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших

этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое

осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в