Смекни!
smekni.com

Медицинская этика в СССР, социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины (стр. 1 из 3)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, организация сестринского дела с курсом социальной гигиены и организация

здравоохранения

Реферат

на тему

«Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический

контекст достижений советской медицины»

Выполнила студентка

1курса 4 группы стоматологического факультета

Тихонова Татьяна

Рязань, 2010

Введение

Медицинская этика, как и породившая ее медицина, существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохра­нили свою значимость многие нормы и требования, которые предъ­являлись к врачам в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Од­нако только во второй половине XX в., когда медицина стала особен­но широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каж­дым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот пе­риод называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости пре­подавания этого предмета в высших медицинских школах.

Развитие медицинской этики в СССР

После революционных событий 1917 г. медицинская этика в мире и в СССР стала развиваться различными путями. Сравнивая мораль­ный облик врача социалистического и капиталистического обществ, "главный теоретик" советского здравоохранения Н.А.Семашко писал: "Конечно, и среди зарубежных врачей есть врачи, которые понимают свои обязанности так, как к этому призывает их гуманная профессия врача. Но что является правилом и что исключением? Это зависит от почвы, на которой произрастают эти явления. Капиталистическая почва каменистая, неблагоприятная для произрастания гуманных идей. Если в капиталистическом обществе "человек человеку волк", то о каких же гу­манных чувствах можно говорить? Это находит свое отражение и в поведении врача... Понятно, что и вопросы так называемой врачебной этики диаметрально противоположно решаются у нас и в капиталисти­ческих странах. Этика советского врача - это этика своей социалистической Родины, это - этика строителя комму­нистического общества, это - коммунистическая мораль, стоящая выше классовых противоречий. Вот почему мы не отрываем понятия о врачеб­ной этике от высоких этических принципов гражданина Советского Союза" [24].

Видя негативное отношение к медицинской этике как к "буржуазному пережитку" и понимая, что медицина без этики существовать не должна, ведущие советские ученые-медики вновь вспомнили о существовании медицинской деонтологии.

После ухода Н.А.Семашко с поста Наркома здравоохранения (1929) в СССР возродился интерес к проблемам профессионального поведе­ния медицинских работников, вышло несколько сборников, состоялись научные конференции по проблемам врачебной тайны и др. Самым активным стимулом послужило появление в 1944 г. работы известного хирурга-онколога Н.Н.Петрова "Вопросы хирургической деонтоло­гии", которая неоднократно переиздавалась.

Рассмотрим понимание Н.Н.Петровым этого вопроса. "Под меди­цинской, в том числе и хирургической, деонтологией мы, в наших условиях советской медицины, должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия или общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы полезности

и максимального устранения вредных по­следствий неполноценной медицинской работы".

Если сравнивать все, что сказал в своей книге глубокоуважаемый ученый XX в. о поведении медицинского персонала с этическими нормами хирургов Древней Индии (книга Сингхала "Хирургическая этика в Дюр-Ведах".-Бомбей, 1963, на англ. яз.), то можно прийти к выводу: хирургия за 2 тысячелетия сделала огромные шаги в развитии, а проблемы медицинской, в том числе и хирургической, этики (деонто­логии) остались неизменными (правильные взаимоотношения хирурга и пациента до операции, во время ее и в послеоперационном периоде).

Термин "медицинская деонтология" дал возможность врачам эпо­хи сталинизма под видом отказа от "буржуазной медицинской этики" использовать все те же принципы гуманизма в медицине под новым названием.

Вплоть до 70-х годов XX в. "деонтологическая волна" в нашей ме­дицине продолжалась и приносила определенную пользу, привлекая общественное внимание к этим проблемам. Несомненную практи­ческую ценность имеют труды 5 всесоюзных конференций по пробле­мам медицинской деонтологии, первая из которых проходила в Москве 28-29 января 1969 г. Вершиной деонтологического этапа в отечественной медицинской этике стало появление двухтомного ру­ководства "Деонтология в медицине", выпущенного в 1988 г. под ре­дакцией академика Б.В.Петровского [8]. Кстати, в этом руководстве впервые в советской печати был воспроизведен текст перевода Же­невской декларации (1948), т.е. спустя 40 лет после ее принятия.

Н.А.Семашко в 1945 г. в статье "Об облике советского врача" вновь вспомнил о медицинской этике и даже наметил контуры этого предмета: "В основном так называемая врачебная этика включает в себя три группы вопросов: во-первых, отношение врача к больному, во-вторых, отноше­ние врача к Коллективу (обществу) и, в-третьих, отношение врачей меж­ду собой" [24] . Про другие проблемы он не упоминал.

Говоря о должном отношении врача к больному, в стране строите­лей коммунизма забывали, что это отношение должно быть одинаковым и в сельской участковой больнице, и в Лечебно-санаторном управлении Кремля. Рассуждая об отношении между врачом и обществом, не устава­ли говорить о долге врачей перед обществом и почти никогда - о долге общества перед врачами. Важнейшим элементом отношений врачей между собой считалось проведение политико-воспитательной работы, а не взаимный разбор профессиональных ошибок.

Не следует изображать только черной и белой краской состояние медицинской этики в СССР и западных странах. И там шла и продолжается сегодня длительная и упорная борьба против коммерциали­зации медицины, за соблюдение прав пациентов, причем не забы­ваются и интересы медиков. В этой борьбе значительную роль играли профессиональные медицинские ассоциации, введение страховой ме­дицины, законодательство, церковь, а также этические кодексы, кото­рые создавались в различных странах.

Возглавила эту работу Международная медицинская ассоциация (L'AssociationProfessionelleInternationaledesMedicins), созданная в 1926 г., членами которой стали врачи 23 стран (СССР в эту ассоциацию не входил). С началом второй мировой войны она распалась.

Злодеяния врачей-фашистов и осужденные после второй мировой войны в Нюрнберге, заставили мировое сообщество вновь задуматься над возможностью создания международных кодексов медицинской эти­ки, которые поставили бы преграду всем попыткам использовать до­стижения современной медицины в неблаговидных целях.

Использование бактериологического, химического, ядерного ору­жия заставило подумать в первую очередь врачей о возможном унич­тожении всего живого на Земле и поднять свой голос в защиту чело­вечества. Понадобились и новые этические документы, определяющие воспитание врачей в духе "благоговения перед Жизнью" (А.Швейцер).

Подготовку таких документов взяла на себя Всемирная медицин­ская ассоциация [TheWorldMedicalAssotiaton] (BMA). ВМА часто путают с ВОЗ - Всемирной организацией здравоохранения (WorldHealthOrganization). Обе организации занимаются международными проблемами здравоохранения, но ВОЗ является структурой ООН, фи­нансируется правительствами, а потому подвержена политическим влия­ниям. В отличие от ВОЗ ВМА создана и финансируется добровольны­ми национальными медицинскими ассоциациями, которые в свою очередь представляют интересы миллионов врачей всего мира, врачей, поклявшихся на первое место ставить интересы своих пациентов, стремление бороться за наилучшую медицинскую помощь каждому независимо от расы, убеждений, политических взглядов и социально­го положения. ВМА - по природе своей организация аполитичная, ее члены говорят на разных языках, являются носителями различных культур и убеждений, работают в различных системах здравоохранения, но разделяют одни и те же идеалы и одну и ту ответственность [6].

В 1948 г. на 2-й сессии ВМА в Женеве были приняты декларация, названная "Клятвой Гиппократа врача XX века" (Женевская декларация) и Международный кодекс медицинской этики (1949). Таким образом, насту­пил новый этап в развитии медицинской этики - этап, на котором обще­ственная роль врача неизмеримо возросла, а морально-этическое регулирование поведения медицинских работников поднялось на новую, более вы­сокую ступень, обретя статус международных соглашений.

Начавшаяся в 60-е годы научно-техническая революция позволила медицине сделать стремительный рывок в своем развитии. Появились не только новые мощные лекарственные средства, современные диаг­ностические, лечебные приборы и установки, но и возможность пере­саживать органы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, из­бавляя их от бесплодия, лечить генетические болезни и проводить интенсивную терапию.

Более глубоким и определенным стало понимание того, что чело­век - это часть живой природы и все происходящее в ней так или иначе сказывается на его здоровье и здоровье его потомства. Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики.

Тридцать лет назад в сборнике "Перспективы биологии и медици­ны [Perspectivesinbiologyandmedicine, 1970; 14; 127-150] появилась статья известного американского онколога-исследователя из универ­ситета штата Висконти В.Поттера (VanRensselaerPotter) "Биоэтика, наука выживания" [Bioethics, thesciensofsurvival].