Смекни!
smekni.com

Любовь как христианская добродетель (стр. 2 из 2)

О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Историк конца VI в. Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1). Некоторое время он, вероятно, являлся префектом Рима, то есть главой городской администрации, а в 574 г., избрав для себя монашеский удел, основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии.

Григорий Великий старался насадить христианство как внешнюю систему (превращая языческие храмы в церкви, а языческие праздники — в дни поминовения святых), надеясь на более глубокую христианизацию следующих поколений.

Григорий Великий как и другие представители христианства, в том числе и патристики считал, что христианская мораль покоится на любви к Богу. Бога нужно познать. Григорий Великий указал путь богопознания, или богосозерцания, состоящий из 3 ступеней: отрешения от внешнего материального мира, пристрастий к нему; вхождения в себя, самопознания; превосхождения себя в непосредственном созерцании Бога.

На 1-м этапе, устремляя свой дух к небесному и духовному, человек должен духовно выйти за пределы всего телесного, так сказать «сузить» себя, чтобы потом «расшириться». Внутреннее познание достигается только при отрешении от внешних обстоятельств, от земных желаний и страстей. Возвращаясь в себя и исследуя духовное, человек должен стараться не привносить в себя никаких теней телесных вещей или, если они как-то проникли, отбрасывать их с помощью рассудительности. Согласно Григорию Великому, для того чтобы увидеть Бога, нужно погрузиться в своего рода сон. Ведь те, кто действуют в мире, как бы бодрствуют, а те, кто взыскивают внутреннего покоя, убегают от мирского шума и суеты и как бы засыпают.

После отрешения от внешнего мира на 2-м этапе созерцания, называемом самопознанием, человек возвращается в себя, входит в свою душу. «Всякая душа,— говорил Григорий Великий,— ни о чем не должна заботиться так сильно, как о самопознании. Кто знает самого себя, познаёт, что он сотворен по образу Божию, и не должен уподобляться животным ни в наслаждениях, ни в устремлениях». Верующий должен непрестанно в покаянии направлять очи ума на прежние грехи и беззакония, чтобы отклонять от себя всякое превозношение. Такое состояние Григорий Великий называл также сердечным сокрушением и различал 4 его вида: душа сокрушается, когда осознает, «где она была», т. е. вспоминает предшествующие грехи; помышляет, «где она будет», т. е. страшится справедливого суда Божия; с горестью осознает, «где она есть», т. е. наблюдает страдания настоящей жизни; с плачем взирает туда, «где ее еще нет», т. е. созерцает блага вышнего Отечества, которых еще не достигла. «Пламя сокрушения» жжет сердце настолько, что сжигает в нем все беззаконные дела и помыслы, подобно плугу, оно возделывает сердце человека для взращивания добрых плодов и как некий механизм возносит душу в горнее. 4 вида сокрушения сводятся к 2 основным: сначала душа сокрушается от страха, поскольку, вспоминая о своих грехах, страшится подвергнуться за них вечному мучению, затем сокрушается от любви к Богу, поскольку горит желанием увидеть своего Небесного Жениха, но в этой жизни не может соединиться с Ним во всей полноте. Последнее сокрушение подобно поцелую. Любовь также подобна духовному механизму, отделяющему нашу душу от мира и возносящему ее к Богу, к созерцанию Божественного Света. Когда от земных желаний человек увлекается во внутреннее, его дух в любви всецело устремляется к Богу. Любовь предполагает полное самоотвержение, отказ от себя. По мнению Григория Великого, любовь души к Богу аллегорически описана в Книге Песни Песней, где образ невесты в широком смысле означает Церковь, в узком смысле — душу каждого верующего, в то время как образ жениха означает Самого Господа. Как Церковь в целом ожидает пришествия Господа, так и каждая душа в частности наблюдает вхождение Бога в свое сердце, подобно вхождению жениха в брачный чертог, т. е. душа соединяется с Богом в духовной любви так же тесно, как невеста — со своим женихом. Эта горячая любовь к Богу рождает в душе глубочайшее видение предмета любви. Согласно Григорию Великому, любовь к Богу означает не что иное, как Его познание, ведь человек познает своего Творца только через любовь.

Святитель Киприан Карфагенский

Св. Киприан Карфагенский (ум. 14 сентября 258 г.) — епископ Карфагена и искусный латинский богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре.

Родился в Карфагене в семье с хорошим достатком и социальным статусом. Получив хорошее образование, стал выдающимся ритором, широко известным в городе и имеющим связи в политических кругах. Около 245 г. был обращен в христианство под влиянием пресвитера Цецилия. Скоро он сам стал пресвитером, а потом был избран епископом Карфагена и занимал этот пост с 248 по 258 гг. На посту епископа проявил превосходные организаторские способности и внес важный вклад в становление епископальной церкви, в разработку ее социальной доктрины, культа, догматики. После гонения Деция 250 г. боролся за чистоту церкви, а в результате гонения Валериана 257-258 гг. был арестован и за отказ совершить римские религиозные обряды предан казни.

Киприан пользовался большим авторитетом как "отец иерархии", идеолог епископальной церкви и церковный администратор.

Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. «Любовь - основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном».

Василий Великий

«Не соблюдать заповедей Христовых –

значит не любить Бога и Христа Его.

А признак любви - соблюдение

заповедей в терпении страданий

Христовых даже до смерти».

Святитель Василий Великий

Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года, в царствование императора Константина Великого. Отца его звали также Василием, а мать – Эмилией. Отец Василия наставлял его не только в христианской вере, но учил и светским наукам, который ему были хорошо известны, так как он сам преподавал риторику, т. е. ораторское искусство, и философию.

Василий Великий искал любви. Он был великим организатором монашеской жизни, родоначальником малоазийского монашества и прежде всего настойчивым проповедником киновитского общежительного идеала. Чистый тип монашества он видел только в общежитии. В монашестве Св. Василий видел общий Евангельский идеал, «образ жизни по Евангелию». Этот идеал определяется прежде всего требованием отречения, — не по брезгливости к миру, но по любви к Богу, которая не может успокоиться и насытиться в суете и смятении мира. Он подчеркивает мотив любви: в общежитии дары, поданные от Духа одному, сообщаются и другим... Он напоминает пример первохристианского братства в Иepyсалиме по книге Деяний. И восходит к идее Церкви, как «тела Христова», — из нее вытекает общежительный идеал. Монашество должно быть некоей малой Церковью, тоже «телом». Из этого идеала Св. Василий выводит заповедь послушания и повиновения игумену «даже до смерти», ибо игумен или предстоятель являет Самого Христа и органическая цельность тела предполагает согласованность членов и подчиненность главе. В таком братском общении, среди собратий, должен подвижник проходить свой личный аскетический путь очищения и любви, свой жертвенный путь, свое «словесное служение» («умную службу»).

Основная заповедь для аскетов — любовь. И от напряженной, закаленной в подвиге любви ожидал Василий Великий мира для мира. Он говорил: «Во всех охладела любовь, исчезло единодушие братий, и неизвестно стало имя единодушия».

Заключение

В своей работе я рассмотрела взгляды нескольких представителей патристики. Изучив их я узнала, что значит «любовь» по мнению отцов церкви.

Все они едины во мнении, что любовь – это высшая добродетель. Любовь к Богу – самое светлое, высшее чувство.

Для служителей церкви любовь это не просто плотское чувство, это нечто особенное, способ богопознания, богосозерцания.

Список использованной литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Джованни Реале и Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Книга 2 Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). Перевод с итальянского С. Мальцевой.

3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.

4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

5. Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2000.

6. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001.


[1]Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. Стр. 336.

[2]Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. стр. 483.

[3]Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001. Стр. 50.

[4]Джованни Реале и Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Книга 2 Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). Перевод с итальянского С. Мальцевой.

[5]Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2000. Стр. 55.