Смекни!
smekni.com

Искусство ораторства (стр. 2 из 4)

Исключительно важное значение имеет правильное освещение вашего лица Пусть свет бьет вам в лицо, люди хотят видеть вас. Малейшие изменения, которые могут возникнуть в чертах вашего лица, являются очень важной частью процесса самовыражения. Иногда они значат больше чем ваши слова.

* Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.

Контакт со слушателями.

До обидного легко оратору потерять контакт с ау­диторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуть­ся в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слу­шателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, стараю­щийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.

Но ничто не приводит окружающих в такое смуще­ние, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, ко­торое испытывают многие от упорного взгляда, натрав­ляемого на них во время беседы или публичного вы­ступления. Выберите отрывки различной длины и вы­разительности и упражняйтесь в произнесении их, пе­реводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собст­венную. Речь—действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. « Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. В этом случае между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу»*

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

Во-первых, акцентируйте важные слова и подчиняйте им второстепенные. В речи имеется нечто помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, о чем вы говорите, сколько в том как вы об этом говорите.

Во-вторых, меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив тон голоса, можно достичь того, что любая фраза или слово, выбранное вами, будут выделяться на общем фоне. Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.

В-третьих, надо менять темп речи. Это один из лучших способов выделить какую-либо мысль. Такой метод постоянно привлекает внимание.

В-четвёртых, можно делать постоянно логические паузы до и после важных мыслей. Например, Линкольн, часто останавливался среди речи. Когда он подходил к важной идее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей, он наклонялся вперед и некоторое время молчал, глядя им прямо в глаза. Это внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук. Никогда молчание не становится в такой мере золотом, как в тех случаях когда оно разумно используется. «Своим молчанием – ты будешь говорить».**

Чтобы не терять контакт с аудиторией, надо говорить со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам.

*Ллойд Джорж, премьер-министр Великобритании в 1916 – 22 гг.

**Дж. Редьярд Киплинг, английский писатель.

Поза.

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Дей­ствительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Это необходимо уметь делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Оптимальная поза должна быть таковой: ноги расставлены на пять-шесть дюймов в за­висимости от роста; носки слегка раздвинуты; од­на нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плот­но к грудной клетке; голова и шея несколько вы­двинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настоль­ко, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или свя­заны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько сво­бодных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на ле­вую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите вни­мание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в дру­гую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливае­тесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сто­рону.

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшест­вовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выра­зительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и пере­дышки — подходящие моменты, чтобы отступить на ко­роткий шаг.

«При выступлении не садитесь за стол, люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, что бы увидеть вас полностью».*

Жесты.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью под­черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без не­уловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестику­ляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привык­шего к жестикуляции руками при публичном выступле­нии, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. При достаточной тренировке и развитии под­вижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой целесообразности жестикуляции ру­ками скорее всего заключается в том, что в значитель­ной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход че­ловека на высшую ступень развития по сравнению с животными.

*Ллойд Джорж, премьер-министр Великобритании в 1916 – 22 гг.

Руками человек не только держит плуг, то­пор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слу­шателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помога­ют вносить в изложение нужную ясность.

Жест имеет ценное значение и как физическое вы­ражение творческих усилий оратора, дающее нам неко­торое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей до­ставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч со­здает впечатление мужественной силы и отвечает есте­ственной человеческой потребности а движении, кото­рая не находит достаточного удовлетворения в интел­лектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию рав­новесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

При жестикуляции лучше всего пользоваться следующими пра­вилами:

а) Жесты должны быть непроизвольны. При­бегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде же­ста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая же­стикуляция довольно обычна у новичков.

б) Жестикуляция не должна быть непрерыв­ной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.