Смекни!
smekni.com

Разумный эгоизм (стр. 3 из 3)


Это создает необходимые условия для следующей стадии развития, связанной с ростом самосознания, при котором происходит индивидуализация духа, реализуются заложенные в человеке духовные потенциалы, что, по мнению И.А. Ильина, проявляется в лично прочувствованной вере в Бога; личном чувстве совести, чести и долга; лично воспитанном и утвержденном правосознании, любви к своей родине и своему народу.3 Индивидуализация инстинкта создает внешнюю оболочку, «жилище личности, корабль для жизненного мореплавания», индивидуализация духа наполняет эту оболочку смыслом и содержанием, благодаря чему становится возможным управление этим кораблем, духовное водительство. Здесь очевидно, что подавление индивидуализации инстинкта возвращает человека в безличную родовую стихию. В таком случае, дух остается без необходимой ему внешней оболочки (в формировании которой значительную роль играет именно эгоизм) и не может развиваться должным образом. Эгоизм подобен змеиной коже, которая необходима для защиты от внешних воздействий, но не может расти, а потому в какой-то момент становится тесной и её необходимо сменить. Если змея вовремя не сбросит свою кожу, то заболеет и погибнет; подобно этому и своевременно не свергнутый эгоизм становится препятствием для развития самосознания, причиной остановки в развитии, что в итоге приводит к душевным болезням. Но вместе с тем как змея без кожи крайне уязвима, так и человек, насильственно лишенный эгоизма, не может противостоять эгоизму окружающих, и внешнее давление не позволяет раскрыться его внутренним потенциалам. Это же представляется верным и по отношению к национальному эгоизму: как закостенелый эгоизм, так и его полное отсутствие одинаково гибельны для государства. Гипертрофированный государственный эгоизм проявляется в навязывании своей воли другим государствам, а отсутствие его выражается в неспособности отстаивать свои интересы и свои ценности. Поэтому И.А. Ильин писал, что «историческое движение России ведет к признанию инстинктивной индивидуализации (как на личном, так и на национальном уровне - прим. Р.И.), но под условием насыщения и освящения ее - индивидуализацией духовной; и на этом должна быть утверждена русская национальная власть и грядущая Россия»1.


Заключение. Таким образом, личный инстинкт нуждается в личной духовности, и индивидуализация инстинкта должна идти рука об руку с индивидуализацией духа. Первое без второго - бессмысленно, второе без первого - эфемерно. Оба эти процесса должны быть правильно синхронизированы и точно сбалансированы, ибо разрушение гармонии порождает остановку в развитии как отдельного человека, так и общества в целом. Синхронизация этих процессов составляет, на наш взгляд, суть культуры. В различных культурах способ синхронизации разный, этим они, по преимуществу, отличаются друг от друга. Но основная задача любой самобытной культуры одинакова: найти способ ограничить эгоизм человека без ущерба для развития его самосознания.

Список литературы:

1. Корольков А.А. Духовная антропология /А. А. Корольков. - СПб.: СП ГУ, 2005. -С. 15.
Ильин И.А. О духовности инстинкта / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. - Т. 5. -М., 1996

2. .Краткий философский словарь /А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. АП. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - С. 336.

3. Ильин И.А. О чувстве ответственности / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. Т. 5.-М., 1996.

4. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. СВ. Перевезенцев. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -С.316.

5. Философия: учебник для вузов / Г.В. Стельмашук, В.И. Стрельченко, В.Н. Скворцов и др.; под ред. Г.В. Стельмашука. - СПб.: ЛГУ: Химиздат, 2004. -С. 118.

6. Гуревич ПС. Современный гуманитарный словарь-справочник / П.С. Гуре-вич. - М.: Олимп; ООО ACT, 1999. - С. 512.

7. Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. I. П.: Наука, 1989. - С. 234.
С. 198.

8. Любутин К.Н. История западноевропейской философии / К.Н. Любутин, Ю.К. Саранчин. - М.: Академический проект, 2002. - С. 169-171.