Смекни!
smekni.com

Договор финансовой аренды (лизинга) (стр. 8 из 17)

3) имеет место в случае, если имущество в силу обстоятельств, за которые лизингополучатель не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. В соответствии со ст. 669 ГК РФ риски случайной гибели или случайной порчи имущества переходят к лизингополучателю в момент передачи ему имущества, а п. 1 ст. 22 ФЗ «О лизинге» предусматривает ответственность лизингополучателя за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба. Следовательно, ФЗ «О лизинге» существенно расширяет перечень рисков, возлагаемых на лизингополучателя, и, соответственно, значительно сокращает число случаев применения рассматриваемого основания расторжения договора из ст. 620 ГК РФ;

4) неисполнение лизингодателем обязанности по производству капитального ремонта в установленные договором лизинга сроки, а при отсутствии их в договоре – в разумные сроки. Согласно п. 3 ст. 17 ФЗ «О лизинге» обязанности по осуществлению как текущего, так и капитального ремонта несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга. Таким образом, использование указанного основания расторжения договора лизинга имеет место лишь в случаях, когда его стороны договора предусматривает иные, чем указанные правила.

Следует отметить, что анализ положений ст. 619, 620 и п. 2 ст. 450 ГК РФ, а также судебной практики позволяет сделать вывод о том, что договором лизинга могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию одной стороны, в том числе и в судебном порядке как связанные, так и не связанные с фактом неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств другой стороной. Необходимо отметить, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ). Соответствующий момент необходимо предусматривать в договоре, поскольку норма п. 2 ст. 452 ГК РФ закрепляет обязательность досудебного порядка урегулирования спора, несоблюдение которого является основанием оставления иска без рассмотрения[47].

Право на односторонний отказ от исполнения договора лизинга, которое стороны могут установить в соглашении, признано законодательством. Так, право на односторонний отказ от договора предоставлено обеим сторонам договора лизинга, заключенного на неопределенный срок, при соблюдении ими установленных законом сроков предупреждения контрагентов о соответствующих намерениях (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

В договоре лизинга могут быть оговорены основания одностороннего отказа лизингополучателя от исполнения договора. В числе таковых можно выделить следующие: переход права собственности на предмет договора лизинга к другому лицу; неисполнение лизингодателем обязанности по предупреждению лизингополучателя о правах третьих лиц на имущество; случаи, когда имущество в силу обстоятельств, за которые лизингополучатель не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования, а также иные обстоятельства, которые определены в соглашении как основания одностороннего отказа лизингополучателя от договора.

Особое место среди оснований расторжения договора лизинга занимает существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (абз. 2 п. 1 ст. 451 ГК РФ). В такой ситуации стороны должны провести переговоры о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении. Только в случае, когда такое соглашение не достигнуто, вопрос о расторжении (об изменении) договора подлежит рассмотрению судом. Установлено четыре обязательных условия, наличие которых необходимо для применения судом ст. 451 ГК РФ:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Лизингополучатель вправе требовать расторжения договора в случае обнаружения при приемке имущества недостатков, которые исключают его нормальное использование, и устранить их невозможно или нецелесообразно. Требование о расторжении договора лизингополучатель обязан направить лизингодателю в письменной форме не позднее 3 дней с момента завершения поставки имущества[48].

Следует остановиться на таком основании расторжении договора, как очевидно возможное (ожидаемое) существенное нарушение его условий. Согласно смыслу абз. 4 ст. 450 ГК, существенное нарушение договора является основанием для его расторжения вследствие фактического совершения нарушения его условий стороной по договору. Однако в виде исключения предусмотрена возможность расторжения договора при наличии сведений (условий, событий) очевидно указывающих на то, что одна из сторон договора обязательства надлежащим образом не исполнит. Указанная возможность предусмотрена рядом норм, в том числе п. 1 ст. 821 ГК РФ, пп. 2, 3 ст. 715 ГК РФ. Анализ данных норм позволяет сделать вывод, что в качестве основания для расторжения договора в них содержится указание на ожидаемое существенное нарушение договора. Отношения сторон по договору лизинга носят длительный характер, в связи с этим считаем целесообразным в целях укрепления договорной дисциплины сторон включить подобное положение в качестве основания расторжении договора лизинга и дополнить ст. 15 ФЗ «О лизинге» и § 6 главы 34 ГК следующей нормой: «Если после заключения договора финансовой аренды (лизинга) возникают обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что одна из сторон совершит существенное нарушение договора, другая вправе заявить о расторжении договора, при условии предварительного письменного уведомления другой стороны договора».

Момент, с которого обязательства считаются измененными или прекращенными, определяется по-разному в зависимости от того, как осуществлено изменение или расторжение договора: по соглашению сторон или по решению суда. В первом случае возникшие из договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или расторжении договора. В свою очередь, этот момент должен определяться по правилам, установленным в отношении момента заключения договора. Данное положение носит диспозитивный характер: из соглашения сторон или характера изменения договора может вытекать иное. Во втором случае действует императивное правило: обязательство считается измененным или прекращенным с момента вынесения решения суда.

2.2 Содержание договора финансовой аренды (лизинга)

Устойчивость договорных отношений (в том числе лизинговых) во многом зависит от степени определенности прав и обязанностей сторон, вступивших в деловые отношения. Совокупность прав и обязанностей, соответствующих принципам равенства, автономии воли, самостоятельности и имущественной ответственности участников, составляет основное содержание договора лизинга. Содержание договора лизинга неразрывно связано с его особенностями, которые содержатся в законодательстве в виде требований, которым он должен отвечать.

В зависимости от предмета лизинга, от конкретных особенностей сделки права и обязанности сторон по отдельным моментам могут определяться достигнутой договоренностью и иметь значение для конкретного случая. Кроме индивидуально устанавливаемых норм, многие правовые положения, вытекающие из статуса лизингодателя и лизингополучателя, имеют универсальный характер и могут быть рекомендованы для более широкого применения. Права и обязанности сторон по договору лизинга регулируются условиями договора, ГК РФ и ФЗ «О лизинге»[49].

Условно права и обязанности сторон договора лизинга можно поделить на следующие группы:

1) установленные законом;

2) установленные соглашением сторон.

В настоящее время формируется третья группа – вытекающая из обычаев делового оборота.

В соответствии с действующим законодательством лизингодатель наделяется следующими правами. В течение всего срока действия договора лизинга имеет право собственности на имущество, переданное в лизинг (ст. 665 ГК РФ, ст. 11 ФЗ «О лизинге»). При этом право лизингодателя на распоряжение предметом лизинг включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством.

Такое право лизингодателя связано с обязанностью, установленной нормами законодательства многих зарубежных стран. Французский гражданский кодекс (ст. 1719) предусматривает, что при договоре найма наймодатель обязан «предоставить нанимателю возможность спокойного пользования вещью…». В английском законе (1965 г.) предусмотрено, что ни арендодатель, ни третьи лица не вправе нарушать спокойное владение имуществом арендатором[50]. В ст. 8 Оттавской конвенции предусмотрена обязанность лизингодателя гарантировать, что спокойное владение лизингополучателя не будет нарушено третьими лицами, имеющими преимущественные права на объект лизинга.