33.Политико-правовые идеи якобинцев
Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г., передало власть в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. Лидеры якобинского движения ясно осознавали, что для окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений революции и утверждения подлинного народовластия необходимо провести целый ряд революционных преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие между констит. и революц. правительствами. Задача констит. правления, доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на основе конституции. Задача же революц. правления заключается в том, чтобы создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе. Будущее констит. устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократ. республики, где наряду с представительной демократией получит широкое распространение непосредственное волеизъявление народа.В процессе развития революции некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель) либо сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились термины “коммунисты”, “коммунизм”. Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в тот период не получили.
56. Французский политический либерализм
Бенжамен Констан – духовный отец либерализма - работы по политике, власти, государства. «Курс констит. политики» – либеральное учение о государстве. Основа – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени эта свобода отличается от свободы античного мира. Там – она заключаласть в возможности коллектив. осуществления гражданами верховной власти. Возможности каждого гражданина участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода индивида полностью подчинялась публичной власти.Свобода современ. европейца – личная независимость, самостоят., безопасность, право влиять на управление гос-ом. Мат. и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Константа на первом месте. Люди. Будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни., обеспечить себе достойное существование.
Он не за слабое государство. А за жесткое определение конкретной меры соц. полезности институтов власти.
Современным гос-ом он считал констит. монархию, как нейтральную власть, вне трех классических властей, независима от них и потому способна обеспечивать единство, кооперацию, нормальную деят-сть. Она должна быть нейтральной, регулятивной и арбитражной.
30.Политические учения европейского Просвещения(Вольтер)
Вольтер был великим французским мыслителем, просветителем, литератором. "Свобода, - писал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от законов" Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея "господства права" . Равенство людей понимается Вольтером только в строго политико-юр. смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущ. равенства и общности имуществ Вольтер не был. Вольтер предлагал реформировать феодальное общество, неизменно вызывавшее его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего зак-ва, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т.п.
3.Политические идеи Гераклита
С идеей необходимости преобразования общ. и политико-правовых порядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, обнако, большинство людей не понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. Социально-полит-е неравенство оправдывается им как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим. Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита, оказавших заметное влияние на последующих мыслителей, является выбор ими интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для определния того, что есть “лучший”, “благородный”, “добронравный” и т.п. (всё это - символы “аристократа”). Благодаря такому переходу от аристократии крови к аристократии духа, сама она превращалась из замкгутой касты в открытый класс, доступ в который был поставлен в зависимость от личных достоинств и усилий каждого.
4.Политические идеи Демокрита.
У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и становление человека, человеч.рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. Таким образом, человеч. общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, зак-во созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.
23. Политико-правовые учения в России в XV – первой половине 17 вв
В начале 16 вв завершен объедин основных русских земель вокруг Москвы, формир-ся национально госуд идеология Русского гос-ва, что нашло отражен в сочин Филофея он выдвинул идею о мировом предназначении Русского государства, и центре христианства. Идеи Филофея нашли отражен во внутр полик ивана 4. Основа полит идеололгии учение Зосимы (новгородски метрополит). В это время ещё один жанр – политич легендао величии московских князей, о их родословной. ТО складыв-сь пред-ки нафион-ой идеологии , которые получили свое развитие в полит воззрен Ивана 4 и первых рос-их царей династ Романовых.
Особенность политико правовых доктрин первой половины 17 в – полит-ая направленность, т.к. преодоление смуты начала столетия. Так же повлияло избрание на престол династии Романовых (смена власти). Вышло сочинение Ивана Тимофеева «Временник» о божественном происхожден царской власти, для него наилучш форма правления сословно-проедставит монархия.
Значит-ую роль в формирован полит мысли Авраамий Пралицын (сочин «Сказание»), пытает разобр в причин Смуты. Видит её в падении нравов общ-ва иза тиранического правления Ивана 4. Сторонник сословно-представительской монархии, считатет избрание царя д/быть всем народом (совместно с боярами и дворянами). Новые тенденции в летописании обосновывающие право Романовых на престол.
24 Полит Идея Пересветова
Пересветов
Виднейш предст-ль русской полит-правово мысли 16 в. (сочин «Повесть об основан и взятии царьграда», «сказан о царе Константине»)Предложил план проведен госуд, воен и судебн реформ основн мысль в порицан единолин царской власти, необходим «советный» орган. В качест образца Турецкое гос-во. Предлагает полную ликвид-ию института наместничества, бывшего пережитком раздроблети, т.к. он источник беззакония и произвола. Пишет что Суды должны назнач-ся верховной властью и получать жалованье. Судить по закону., а суд-ые пошлины в казну. Виды преступл-ий разбой, обман при торговле, преступл-ие судебн и гос чиновников, воин преступл, ябеду. В своем учени продолжает линию намеченную Греком, Отенским, Карповым. Его сближают с западными мыслитялями эпохи возражденмя. Практически все предложения Пересветова были реализованы (намест-*во заменено самоуправлением, армия реформирована, принят новый судебник)