44. Полит взгляды Гоамильтона, Дж Адамса, Дж медисона и Дж Маршала (США 18 первая пол 19 вв)
Важная роль ПП учений Гамильтону. Принятие Декларации США, недавние колонии теперь штаты приняли новые конституц и суверинитет, что привело к разгулу разных законов и создало катаст-ое положен. Инфляция, спекуляция, эмиссия бумажных денег. Рождается новый проект конституции (дейст-ет до сих пор) 17.09.1787 он стал известен и получил жест критику. Одним из первых в её защиту встал Гамильтон и привлек Медисона и др. Все печатались под псевдонимом Публий. Гамильтон задумал создать развернутое филосовское обоснован конституц, хотел сформ символ веры нации. Он считал что федеративн уст-во преодолеет слабость конфедеративн организации США, только сильн центр власть способна создать прочное гос-во. В основу конституц решает положить конституци устр-во английско монархии, с республикан строем. Обязат услов сильная презид власть (президент избироает пожизнено). Парламент двухпалтный, на основе избират права. Деленеи на богатых и бедных, имеет естествен происх-ие и потому неустранимо. Только богатые молги быть представлены в высший гос орган.. Вывод впервые идеи были конкретизирован в конституц документах. Сложив-ся под влиянием Локка и Монтескье взгляды Гамильтона стали теоритической основой Конституции США 1787,
59. Полит взгляды Конта.
Конт (1798-1857) – франц социолог, предл проет позитивн науки, суть в изучензаконов наблюд явлений, основан на дост фактах. Работа «Курс позитвн философии» выделил закон гармонии общ явлений и закон трех стадий эволюции. Первый закон природа соц-ой связи, источник которой материальн необ-ть. Опирается на теорию Ламарка, и понимает развитие как взлет способностей основанный на культуре. Излагает три стадии развития общетсва: теологич стадия (че написано хер поймёш), метафизическая стадия, позитивная стадия, основана на точной оценки внешней реальности, где преобладает тенденция влиятия пром-ти на все сферы жизни. Предмет исследован Конта не общество Франции а «челов-оле общест-во». Госуд-во как обрамление общества играет подчин роль. Сформулировал понятие порядка, это порядок который следует делать, формировать, планировать. Предст-ие о праве из идеи о подчиненности нравственных и общест-ых явлений не противоречащих свободе человека. Жизнедеят-ть чел-ка осущест-ся свободно в случае её соответсвия законами, и поскольку божественного права больше несущ-ет, следует признавать только права исполнять свой долг. ТО в центре учения К-та «законы управл-ие природой доллжны распространить свое действие на сферу челов-го общства». Идеи Кнота в период господства буржуазии. Несмотря на некот утопичность получили признание в 19 в и в основе академичсекого закрепления социологии как отдельной науки.
86.Психологическая теория права Л.Петражицкого.
Лев Петражицкий следовал началам позитивной философии. По его мнению право определяется как явление нашей психики. Соц. момент воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку в этих переживаниях отражается соц. элемент. Признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между правом и нравственностью – различие между императивным характером нравственных норм и императивно-атрибутивным характером права. Императивность – индивидуально-личностное сознание долга, обязанности, а атрибутивность – сознание своего права, выступающего вовне как притязание. Важным положением явилось, что с точки зрения достижения порядка роль права в общ. жизни важнее роли нравственности. Правовой психике свойственно двустороннее мотивационное действие – пассивная этическая мотивация –сознание долга, и активная этическая мотивация- сознание управомоченности. В результате получается координированное индивид. и массовое поведение. Право воздействует на соц. поведение, осуществляя функции: распределительную (дистрибутивную) и организационную. Заслугой автора явилось освобождение теории права от узкого юр. догматизма. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права, стремясь охватить все известные факты истории права, автор насчитал 15 видов положительного права – официальное (законодательство), книжное право – авторитет книги, право принятых в науке мнений, право юр. экспертизы и т.д. В договорном праве – право односторонних обещаний, программное право, признанное право. Подходил к понятиям власть и государство не как к научно содержательным смысловым терминам, а как к словам для всевозможного употребления в различных областях.
37. ПиП учения в России во второй половине 17 вв(Полоцкий, Крижанич, Ордин-нащокин)
Крижанич (1617-1683) хорват, историк, правовед, философ, экономист. Мечтает об объедин всех славян под началом России, чем вызывает симпатии царского окружения. Вместе с католическая вера тем Кр-ча, убежденность что объедин-ся на основе униатской церкви, противоречит русакому православию и поэтому сославн в Тобольск, где написаны его основные произведения.. Его работы сугубо теоритические. Политику понимает как науку об уст-ве гос-ва. Делит гос-во на Правильное - монархию, аристократию (боярское правлен), республику (посадское правление), и неправильное – тиранию, олигархию. Идеальное гос-во самовладство (абсолютная монархия), с заботой о благопл-ии страны, гарантир безопасн-ть общества. Главное в гос-ве наличие хороших закнов и контроль за их исполнением (русск законы считал жестокими). Вопросы суда - высший судебной инстанцией видит боярский суд. (произ-во уголовн дел) а граждан дела отдельным судьям из числа бояр. Приказ судей следов-ло назначать, а судебн полномочия на местах вручать воеводам и городским судьям. Не исключает ведения справедливых войн. Формирование армии предпочтение национальному а не наемному войску.. ПП взгляды Кр-ча предвосхитили концепции зап-но европ просветит и явились теорит основой преобразолваний рос общества
2.Политическая и правовая мысль Древней Индии
Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. 2 основные религиозно-политич. доктрины :брахманизм; буддизм. Брахманизм – наиболее древняя религия предков, в основе которой лежит деление общества на варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шумеры. Брахманы – жрецы – господствующая; Кшатрии – воины – господствующая; Вайши – крестьяне, ремесленники, торговцы – подчиненные; Шудры – свободные низы – подчиненные.Кшатрии – обеспечивают управление . Брахманизм – религия, которая охватывает все стороны общественно-полит. жизни. Понятие права у индусов нет, они не воспринимали право как уникальный соц. регулятор. У них право – собрание религ. текстов, регулирующих наиболее значимые стороны. Наука управления – дандонизм (палка): организация деятельности людей с помощью жестких мер. У них нет понятия справедливость. Справедливость восстанавливается по закону варны. Брахманизм привел к жесткому закреплению основных границ (т.е. гос-во лишилось примата святых сил) => пробелы, которые может разрешить др. доктрина, которая помогает разрешить сословные противоречия – это буддизм.
Учения буддизма базируется на 4-х благородных истинах. Жизнь есть страдание. Если в жизни радость – это временно, страдание конечно. Страданий можно избежать посредством определенного пути. Конец страданий – достижение нирваны – растворение в абсолюте. Принцип буддизма – недеяние, т.е. буддисты живут по законам дхармы и кармы.
Дхарма – закон воздаяния, т.е. каждый в следующей жизни получает по своим поступкам. Карма – закон последствий и причин. Политико-правовая доктрина буддизма основана на принципе недеяния, принципе справедливого управления, т.е. на выполнении обязанностей, которые предписываются данным положением в обществе, такие обязанности нужно выполнять. Для индуизма чуждо милосердие, т.е. каждый должен нести ответственность за свои грехи.
2.Политическая и правовая мысль Древнего Китая
Древнекитайская ППМ возникла во 2-м тыс. до н.э. В Др. Китайской мысли существовало 4 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм. Китай – гос-во, идеология которого формировалась на идеологии буддизма. Цель – достигнуть нирваны. Буддизм делится на много ветвей.
1) Главный постулат китайской философии – Дао (путь). Каждому явлению свойственно свое Дао. Дао никуда не спешит, но везде успевает. Дао невозможно понять, но ему необходимо следовать. Дао первоначален. Это естественный порядок вещей. Каждый должен следовать своему Дао.
Учение Лаоцзы (6-5 в.в. до н.э.). Он – основатель теории естественного закона (даосизм), т.е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и вещей. Закономерности распространяются на общество, в котором все равны. Проявлением закономерностей является действие естественнного закона. Смысл состоит в том, что общество, как и отдельный человек, изменяются, они способны к совершенствованию, которое происходит постепенно, само собой, и доходит до полной гармонии человека с миром. Человек не может быть ввергнут в пучину несчастий. Но в жизни существуют нарушения, т.к. некоторые живут раскошно, а другие бедствуют. Следовательно, каждому необходимо заниматься самосовершенствованием.
2) Учение Кунцзы (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов законов между людьми: между отцом и сыном; между мужем и женой; между братьями; между различными семьями; между правителями и подданными.