В дальнейшем заметные изменения в правовом регулировании организации и деятельности прокуратуры России, а вместе и Украины как составной части империи, состоялись в период правления Екатерины ІІ и Александра ІІ.
В 1764 г. в связи с реформой сената расширяется институт обер-прокуроров, которые получили право присматривать за законностью решений пяти департаментов сената.
В частности, надзор за первым департаментом, который выполнял функции правительства, был поручен генерал-прокурору, должность которого была введена еще в 1722 г. Первым генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский. На местах вводились должности провинциальных прокуроров, которые имели такие же полномочия, как и губернские прокуроры. В соответствии с указом 1775 г. прокурорские должности были введены при судах, а должности провинциальных прокуроров, наоборот, ликвидированы, их функции начали выполнять уездные прокуроры и товарищи (помощники) губернских прокуроров.
Система прокуратуры в том виде, что сложилась при Екатерине ІІ, практически без заметных перемен просуществовала к судебным реформам второй половины XІ ст. "Основные положения реформирования судебной части в России", утвержденные императором 29 сентября 1862 г., предусматривали установление при каждом суде должности прокурора и при необходимости его товарищей. Назначения прокуроров окружных судов и их товарищей проводилось министром юстиции (генерал-прокурором) по представлению прокурора судебной палаты. Назначения на должность обер-прокуроров сената, прокуроров судебных палат и их товарищей проводилось императором по представлению министра юстиции. К обязанностям прокурора входило следить за одинаковым и точным соблюдениям закона; проявлять и преследовать всяческие нарушения законного порядка, требовать его восстановления; предлагать суду применение предыдущего заключения в случаях, предусмотренных судопроизводством. На прокуроров полагался также надзор за проведением следствия и поддержанием обвинения в судах. Осуществления общего надзора в числе функций прокуратуры не упоминалось.
Судебные уставы 1864 г. сделали новый шаг в регулировании прокурорской системы. Прокуратура была лишена функции общего повсеместного надзора, к ее компетенции входили лишь процессуальные функции. Предполагалась постепенная ликвидация губернских прокуратур и замена их прокуратурами создаваемых судебных округов.
Касаясь вопроса ликвидации общего надзора, было бы благоприятной привести слова выдающегося юриста Кони А. Ф., что, кстати, определенное время работал товарищем прокурора на территории Украины - в Суммах и Харькове. Выступая против сужения полномочий прокуратуры во время судебной реформы в России, он написал: "Упразднение связанных с должностью прокурора, прав и обязанностей по надзору за ходом несудебных дел следует признать большою ошибкою... В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был срублен дуб, стоявший на страже леса...".
Указом от 27 сентября 1865 г. были заложены положения относительно дальнейшего развития прокурорского надзора. Права и обязанности лиц прокурорского надзора в старых дореформенных местах существенным образом изменяются. С целью приведения судопроизводства в старых судах более или менее в соответствие с уставом были внесены некоторые изменения в Свод законов, так называемые "облегченные правила", которые 11 октября 1865 г. были утверждены. В эти суды вводились элементы устности и гласности в рассмотрении дел, прокуроры получили дополнительные полномочия.
Наиболее важные изменения полномочий прокуроров внедренные законом от 7 марта 1866 г. С этих пор начинается постепенное вытеснение основных звеньев местной прокуратуры - губернских и уездных прокуроров и присяжных. Они освобождаются от просмотра целого ряда постановлений губернских, городских и уездных служебных мест. За ними остался лишь надзор за решениями губернских правлений и полицейских управлений, отдача под суд, выполнения административных взысканий и приговоров.
За губернскими прокурорами и уездными присяжными сохранилось еще право входить во все служебные места, они, если считали за нужное, брали "к своему рассмотрению" веденные там дела, требовали в любое время "внезапного свидетельства казначейства, общественных сумм и имущества". Из числа административных обязанностей местного прокурорского надзора к чиновникам новой прокуратуры перешли отдельные обязанности по тюремной части и участие в некоторых делах губернского в крестьянских делах присутствия.
Закон от 7 марта 1866 г. устанавливал, что по мере отмены должности губернских и уездных прокуроров и присяжных, существующий надзор со стороны должностных лиц ведомства Министерства юстиции за губернскими, городскими и уездными учреждениями прекращается.
Этот процесс оказался затяжным и к октябрю 1917 г. сохранялось положение, при котором в России функционировали две прокуратуры. Однако, при разном организационном построении, принципы действия и тех и других прокуратур, были одинаковыми: единство и централизация органов прокуратуры, подотчетность низших прокуратур высшим, независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений.
Обусловленная ходом экономического и политического развития Русской империи Февральская революция 1917 г. положила конец существованию монархии в стране. Революция активизировала в Украине движение за территориальную автономию, хотя Россия оставалась унитарным государством, которое игнорировало интересы национальных регионов. В марте 1917 г. был основанный Украинский Центральный Совет. Председателем Совета выбрали выдающегося историка и общественного деятеля профессора М.С. Грушевского. Совет создал 7 комиссий, в том числе управления во главе с М. Ткаченко. Для оперативного решения важнейших вопросов Центральный Совет избрал Комитет Центрального Совета, который со временем стал называться Малым Советом. В июне 1917 г. Центральный Совет образовал правительство - Генеральный Секретариат, который возглавил В. Винниченко. В состав Генерального Секретариата в соответствии с его Уставом, утвержденным Малым Советом, входило 14 генеральных секретарей, в том числе и в делах юстиции, но к ноябрю 1917 г. компетенция и функции Генерального Секретариата были ограничены Временным правительством России. В ноябре на должность Генерального секретаря по судебным делам был назначен
М. Ткаченко.
В ноябре 1917 г. ІІІ Универсалом Центрального Совета была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР). Создание судов и прокурорского надзора стало одним из первоочередных задач власти. Малый Совет утвердил предложенный Генеральным Секретариатом законопроект, соответственно которого "суд на Украине совершается именем Украинской Народной Республики". Секретариат судебных дел 12 декабря внес на рассмотрение Центрального Совета законопроект об образовании к созыву Учредительного собрания временного Генерального Суда, и через три дня он был принят Центральным Советом. Прокуратура УНР оказалась в двойном подчинении. С одной стороны, она действовала при Генеральном Суде и называлась - Прокуратория Генерального Суда, а со второй - ее регламент утверждался Секретариатом судебных дел, и он же предоставлял, одному из прокуроров звания старшего, и поручало "руководство над прокураторией".
В начале января 1918 г. Центральный Совет постановил специальный закон "О правительственном прокураторском уходе на Украине". Это было продолжением начатой работы по созданию структур прокурорского надзора УНР. Прокураторы организовывались при апелляционных и окружных судах. Возглавляли соответствующие прокуратории старшие прокураторы. Все прокураторы назначались Генеральным секретарем судебных дел. Вместе с тем отменялись должности прокуроров и товарищей прокурора окружных судов. Приказом Генерального секретаря судебных дел от 18 января 1918 г. за № 7 на должность Старшего прокуратора Генерального Суда был назначен Маркевич Дмитрий Васильевич. В марте этого же года Центральный Совет утвердил штат Генерального Суда. В штат Прокуратории входили Старший прокуратор, три прокуратора, писарь и помощник писаря.