Смекни!
smekni.com

Источники права Византии (стр. 9 из 10)

С Х века по мере дальнейшего роста феодальных отношений появляется особый вид императорских новелл под названием Хрисовулы, т.е. золотопечатные грамоты. В большинстве случаев в Хрисовулах указывались привилегии, которые предоставлялись духовенству, монастырям и отдельным лицам (в частности, судебно-административная независимость, финансово-податные изъятия).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе при рассмотрении памятников византийского законодательства и права мы обращались к юридической и историко-правовой их стороне. Богатство и сложность юридических источников и проблем правовой жизни Византии IV-XI вв. не требует особых доказательств. Целые поколения юристов работали и работают над этими темами.

После кризиса второй половины III в. н.э., пережитого Римской империей, и образования Византийской империи унаследованное ею римское право превратилось в сильно изменившееся право народностей, населявших феодализирующуюся Византию. Обычаи и право этим многочисленных народностей способствовали процессу «вульгаризации» классического римского права.

Осуществленная императором Юстинианом в VI в. кодификация римского права заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Перестройка затронула самые его основы. Она шла в направлении приближения классического римского права к изменившимся условиям жизни общества того времени. Все современные крупнейшие специалисты по истории римского права выделяют это как определяющую черту его с конца III – начала IV в. Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.

В Византии «вульгаризированное» римское право способствовало глубокому общественному перевороту, связанному с крушением античного рабовладельческого общества и началом средневековья, феодализма. Законодатели стремились ввести переворот в рамки, соответствующие интересам правящих классов Византии. Законодательство свидетельствует о незаинтересованности правительства в дальнейшем развитии рабства, но в то же время показывает все возрастающий интерес правящих классов к развитию иных форм эксплуатации, к закрепощению свободных крестьян и прикреплению их к земле.

Поиски новых решений старых проблем, отказ от отживших, устарелых и не соответствующих тогдашней жизненной практике норм — таковы были характерные черты первого этапа византийского права.

С конца V в. в византийском законодательстве и праве констатируется начало нового этапа. Под воздействием юридических школ Бейрута и Константинополя наблюдается поворот в сторону более глубокого изучения классического наследия, возрождения некоторых институтов классического римского наследия – тенденции, которые с наибольшей отчетливостью отражаются в Дигестах Юстиниана. Развитие законодательства и права на базе свода VI в. продолжалось и далее.

Недостатки, созданной в Византии системы судоустройства судопроизводства, явились основанием для проведения в VIII в. судебной реформы, нашедшей свое выражение в Эклоге.

Новый этап в развитии византийского права наступает в 70-х годах IX в. с изданием Прохирона. В эту эпоху выявилось достаточно четкое расхождение между старым официальным законодательством и средневековым обычным правом народностей, населявших Византию. Обычное право шло в разрез с официальными нормами и заставило законодателей, по их собственному признанию, во многих случаях возводить в ранг закона и, несмотря на всю авторитетность законов Юстиниана, частично их отменять или вносить в них существенные изменения.

Надо отметить, что развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и кодексе Юстиниана, кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим.

Изменения, вносимые в законодательство IX-XI вв., шли часто за счет использования норм VI в., «реставрация» старых норм не была повторением этих норм в сводах этого времени. Нормы, взятые из сводов Юстиниана, обычно переданы в сильно сокращенном виде. Урезывание текста, пропуски, вставки, часто неточная передача по-гречески содержания латинского оригинала приводили подчас к серьезным нормативным изменениям, менявшим старые законы и приближавшим их к изменившимся условиям жизни позднейшего времени.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что изучение юридических источников позволяет восполнить пробелы в наших знаниях не только в области истории права. но и в социально-экономической истории Византии.


Список источников и литературы

1. Бородин О.Р. Памятники права в Равеннском экзархате. – Византийские очерки. Труды сов. ученых к XVIII международному конгрессу византинистов. – М., 1991.

2. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. – СПб., 1999.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник. / Под ред. К.И. Батыра. – М., 1998.

4. Галанза Н.П. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.

5. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.

6. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. – М., 1997.

7. Каждан А.П. Василики как исторический источник. // Византийский временник Т. IV. - М., 1958. – С. 56 – 75.

8. Каждан А.П. К вопросу об особенностях феодальной собственности в Византии VIII – X вв. // Византийский временник Т. XIV. - М., 1958. – С. 48 – 65.

9. Лебедева Г.Е. В вопросу о социальной структуре ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана) // Византийский временник Т. 53. - М., 1992.

10. Лебедева Г.Е. Кодексы Феодосия и Юстиниана об источниках рабства // Византийский временник Т. 36. - М., 1974. – С. 31 - 44.

11. Лебедева Г.Е. Эволюция проблематики законов о рабах в ранневизантийском законодательстве // Византийский временник. Т. 55. Ч. 1. - М., 1994.

12. Липшиц Е.Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном. (Частная Распространенная Эклога). - Византийский временник. Т. 36. - М., 1974. – С. 45 – 73.

13. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. – Л., 1981.

14. Липшиц Е.Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике. – Византийский временник. Т. XIV. - М., 1958. – С. 77 – 80.

15. Липшиц Е. Э. О социальной сущности судебной реформы в Византии VIII в. — Византийские очерки. М., 1961. - С. 121 - 137.

16. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. – Л., 1976.

17. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М., 1997.

18. Памятники римского права: Институции Юстиниана. / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. – М., 1998.

19. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана, - М., 1956.

20. Сюзюмов М.Я. Василики как источник для внутренней истории Византии. - Византийский временник. Т. XIV. - М., 1958.

21. Сюзюмов М.Я. Новые работы советских византинистов. - Византийский временник. Т. VI. - 1953.

22. Сюзюмов М.Я. О социальной сущности законодательства «Василик». – Византийский временник. Т. VI. - 1953.

23. Сюзюмов М.Я. Книга Эпарха. Уставы византийских цехов Х века. – Ученые записки Гос. уч.-пед. изд., 1949.

24. Сюзюмов М.Я. О характере и сущности византийской общины по Земледельческому закону. – Византийский временник Т. Х. – М., 1956. – С. 27 – 48.

25. Удальцова З.В. Законодательные реформы Юстиниана. - Византийский временник. Т. XXVI. - М., 1965.

26. Удальцова З.В. Положение рабов в Византии в VI в. (преимущественно по данным законодательства Юстиниана). // Византийский временник Т. XXIV. - М., 1964. – С. 3 – 34.

27. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. – М., 1969.

28. Удальцова З.В., Осипова К.А. Отличительные черты феодальных отношений в Византии // Византийский временник Т. 36. - М., 1974. – С. 3 – 30.

29. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 2000.

30. Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. Вступительная статья, перевод, комментарий Е.Э. Липшиц. – М., 1965. - Византийский временник, Т. 54. – М., 1999.


[1] Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. – Л., 1976. – С. 11.

[2] Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. – Л., 1976. – С. 15.

[3] Лебедева Г.Е. Кодексы Феодосия и Юстиниана об источниках рабства // Византийский временник Т. 36. - М., 1974. – С. 44.

[4] Лебедева Г.Е. В вопросу о социальной структуре ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана) // Византийский временник Т. 53. - М., 1992. – С. 14.

[5] Памятники римского права: Институции Юстиниана. / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. – М., 1998.

[6] Удальцова З.В. Положение рабов в Византии в VI в. (преимущественно по данным законодательства Юстиниана). // Византийский временник Т. XXIV. - М., 1964. – С. 4.

[7] История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. – М., 1997. – С. 161.

[8] Лебедева Г.Е. В вопросу о социальной структуре ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана) // Византийский временник. Т. 53. - М., 1992. – С. 14.

[9] История государства и права зарубежных стран: Учебник. Ч.1. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. – М., 1997. – С. 163.

[10] Удальцова З.В. Законодательные реформы Юстиниана. - Византийский временник. Т. XXVI. - М., 1965. - С. 4 - 8.

[11] Удальцова З.В. Положение рабов в Византии в VI в. (преимущественно по данным законодательства Юстиниана). // Византийский временник Т. XXIV. - М., 1964. – С. 16 – 17.