УК РФ предусматривает хищение чужого имущества: путем кражи (ст.158 УК), мошенничество (ст.159 УК), присвоение или растрата (ст.160 УК), грабежа (ст.161 УК), разбоя (ст.162 УК), хищения предметов имеющих особую ценность (ст.164 УК).
От других составов хищения чужого имущества мошенничество отличается также специфическими способами его совершения - обман и злоупотребление доверием. В результате обмана или в следствие того, что кто - то умышленно злоупотребляет его доверием, собственник или владелец имущества сам, как бы добровольно выводит имущество из своего владения и передает его виновному в собственность или во владение, либо передает ему право на данное имущество. «Признаком мошенничества, указывал Пленум Верховного Суда СССР, является добровольная передача имущества или право на имущество под влиянием обмана или злоупотребления доверием».
Сравнивая составы кражи и мошенничества, следует отметить: объективная сторона кражи (ст.158 УК) характеризуется тем, что субъект изымает чужое имущество из владения лица вопреки его воли и без согласия и делает это тайно. Тогда как при мошенничестве сам потерпевший собственник или владелец вещи, в следствии обмана или использования виновным его доверием, выводит имущество из своего владения, передает его преступнику, предоставляет последнему в отношении имущества правомочия владения, пользования, управления и даже распоряжения, если имущество передается в собственность. Обман или злоупотребление доверием, которые иногда встречаются и при совершении краж, используются здесь не для завладения имущества, а лишь для облегчения хищения путем получения доступа к имуществу, проникновением в жилище, помещение или иное хранилище и т.п., либо же для сокрытия уже совершенного хищения.Сравнивая мошенничество (ст.159 УК) и состав, предусмотренный статьей 160 УК РФ (присвоение или растрата), мы видим, что в статье 160 УК объединены две самостоятельные формы хищения: присвоение и растрата. По смыслу закона, присвоение или растрата - это хищение чужого имущества, вверенного виновному. Присвоение и растрата, так же, как и мошенничество, могут быть совершены в отношении любого имущества: государственного, общественного, принадлежащего частным лицам, коммерческим и иным организациям. Присвоение и растрата, в отличие от мошенничества, характеризуются тем, что для изъятия имущества виновный использует имеющиеся у него правомочия в отношении этого имущества.
Как присвоение или растрата вверенного виновному имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное изъятие и обращение в свою пользу или в пользу другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений, специального поручения осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению. Такие правомочия имеют, например, агенты по снабжению, кассиры, продавцы и другие лица. Хищение чужого имущества, совершенное лицом не обладающим указанными правомочиями, но имеющему к нему доступ в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, надлежит квалифицировать как кражу.
Присвоение или растрата отличаются от других форм хищения, в том числе и от мошенничества тем, что субъект этих форм (присвоения и растраты) обладает специальным признаком - фактической возможностья распоряжаться чужим имуществом, поскольку оно ему вверенно для осуществления правомочий по распоряжению, управлению, хранению, ремонту, перевозки, временному пользованию и т.п.
Мошенничество отличается и от хищения чужого имущества, совершенного путем грабежа (ст.161 УК). Закон определяет грабеж как открытое хищение чужого имущества. Поскольку одним из видов этого преступления является грабеж сопряженный с насилием над потерпевшим (ч.2 ст.161 УК), постольку, объектом его, кроме отношений собственности, следует признать так же здоровье человека. Тогда как объектом мошенничества является только чужое имущество либо право на имущество.Объективная сторона грабежа характеризуется открытым не насильственным хищением чужого имущества. Действие при грабеже открыто, преступник тем самым ведет себя более дерзко и зачастую готов применить насилие в случае противодействия его поведения. Все это делает грабеж более опасным по сравнению с мошенничеством. Мошенничество и разбой (ст.162) отличаются так же по объективной стороне данных преступлений. Разбой определяется в законе как нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Степень общественной опасности разбоя весьма высока, он относится к числу так называемых многообъектных преступлений, поскольку его совершение сопряжено с посягательством не только на собственность как в составе мошенничества, но и на здоровье человека.
Объективная сторона разбоя выражается в нападении на граждан, совершенном с применением насилия, опасного для их жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
При разбойном нападении насилие применяется чаще всего к собственникам имущеста или к лицам, во владении, ведении или под охраной которых находится имущество. Реже подвергаются насилию третьи лица, припятствующие преступному завладению имуществом. В отличии от мошенничества, когда потерпевший добровольно передает мошеннику имущество или право на имущество, как физическое, так и психическое насилие выступает при разбое в качестве средства завладения чужим имуществом. Ксли же насилие применяется как акт мести со стороны лица, безуспешно покушавшегося на совершение корыстного преступления, либо служит вредством уклонения от задержания, состав разбоя отсутствует.
Мошенничество имеет материальный состав. С учетом повышенной опасности разбоя и в целях усиления охраны личности, законодатель конструирует состав этого преступления как усеченный. Это означает, что преступление признается оконченным с момента совершения нападения, даже если при этом виновный не смог завладеть имуществом. В качестве самостоятельной разновидности хищения, предусмотренного статьей 164 УК, выделяется хищение предметов, имеющих особую ценность.
При совершении таких хищений в качестве предмета преступления выступают предметв или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Ими, например, могут быть картины и рисунки, оригинальные художественные композиции, художественно - оформленные предметы культурного назначения, в том числе иконы, церковная утварь, уникальные и редкие рукописи и документальные памятники, старинные монеты, ордена и другие предметы, признанные имеющими особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Особая историческая, научная, художественная и культурная ценность похищенных предметов, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «о некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступление против собственности» от 25 апреля 1995г., должна определяться на основании экспертного заключения с учетом не только стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры[32].
Объективная сторона преступления выражается в незаконном безвозмездном изъятии указанных предметов и документов не зависимо от способа хищения. Если хищение совершалось различными способами, причиненный ущерб оценивается в совокупности.
В отличие от других видов хищения, в том числе и от мошенничества, субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом именно предметами и документами имеющими особую историческую, научную, художественную и культурную ценность. Если сознанием виновного не охватывается факт похищения указанных предметов и документов, содеянное не может быть квалифицированно по ст.164 УК.
Таким образом, состав мошенничества отличается от смежных составов хищения, во первых: особенностями объективной стороны преступления, а во вторых: специфическим способом совершения данного преступления - обман или злоупотребление доверием.
#2. Отличие мошенничества от нарушений гражданско - правового характера.
Наиболее сложной является проблема отграничения мошенничества от правонарушений гражданско - правового характера при совершении различного рода сделок (купли - продажи, залога, поручении, крадитном договоре и др.). Невыполнение стороной своих имущественных обязательств по договору далеко не всегда свидетельствует о намерении преступления[33].
Здесь надо иметь в виду следующие обстоятельства. Во - первых, обман и злоупотребление при мошенничестве как срособы хищения чужого имущества или приобретение право на чужое имущество должны наличествовать уже в момент получения имущества или приобретения на него права. Во - вторых, необходимо, чтобы уже в этот иоиент виновное лицо имело умысел безвозмездно завладеть чужим имуществом (правом на имущество) и не выполнять принимаемых по договору обязательств (передать вещь, вернуть долг, выполнить поручение, возвратить денежную сумму, полученную по кредитному договору и т.д.). Об обмане в намерениях при заключении гражданско - правового договора могут свидетельствовать создание лжепредприятий, исключительно с целью получения кредита, другого имущества и завладения им, очевидном уже в момент заключения сделки невозможность исполнения принимаемого на себя обязательства, действия виновного. До завладения и после завладения имуществом, направленные на облегчение укланения от возврата долга и т.п.