Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности и наказания (стр. 7 из 8)

СТАТЬЯ 92 "Освобождение от наказания несовершеннолетних"

Освобождение от наказания несовершеннолетнего, как и освобождение такого лица от уголовной ответственности, может применяться только тогда, когда лицо со­вершило деяние, содержащее в себе все признаки того или иного состава преступ­ления. В ст. 92 нового УК предусмотрено, что несовершеннолетний может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных в ч. 2 ст. 90 Кодекса, только в том случае, если он осужден за совершение преступления небольшой или средней тяжести.

Таким образом, для применения ч. 1 ст. 92 УК необходимо, чтобы суд пришел к выводу, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление неболь­шой или средней тяжести, возможно без применения наказания, и оно может быть достигнуто путем применения к такому лицу принудительных мер воспитательного воздействия. В отличие от освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответст­венности с применением мер воспитательного воздействия, когда такое освобождение возможно только при совершении несовершеннолетним впервые пре­ступления небольшой или средней тяжести, для применения принудительных мер воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетнего от наказания этого условия не требуется. Поэтому в принципе возможно освобождение от наказания несовершеннолетнего в соответствии с ч. 1 ст. 92 и в тех случаях, когда он ранее уже совершил преступление небольшой или средней тяжести, но не был осужден либо имел судимость за такое же преступление. Эти обстоятельства, отрица­тельно характеризующие личность несовершеннолетнего, требует особо осторожного подхода при решении вопроса о возможности исправления такого лица без приме­нения наказания, но с применением принудительных мер воспитательного воз­действия.

Впервые в уголовном законодательстве предусмотрено, что несо­вершеннолетний, осужденный за преступление средней тяжести, может быть освобож­ден от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспита­тельное учреждение для несовершеннолетних. При этом законодатель не относит помещение несовершеннолетних осужденных в указанные учреждения к разновидности общих принудительных мер воспитательного воздействия, так как их нет в перечне этих мер, предусмотренных в ч. 2 ст. 90. Следовательно, помещение несовер­шеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреж­дение, не являясь уголовным наказанием, должно в соответствии с законом расс­матриваться как особая, самостоятельная принудительная мера воспитательного воз­действия, допускаемая только при освобождении несовершеннолетнего от наказания и при совершении им преступления только средней тяжести. Безусловно, что такая мера должна применяться прежде всего в отношении более нравственно и социально запу­щенных подростков при наличии отрицательного влияния на них со стороны неблаго­получной семьи или ближайшего окружения, а также в отношении, например, подро­стков, страдающих серьезными заболеваниями, хроническим алкоголизмом, и т.п. И наоборот, в тех случаях, когда несовершеннолетний впервые осужден за преступление средней тяжести, которое было для него случайным эпизодом в его жизни, с учетом второстепенной роли в преступлении и других данных, положительно характеризующих его личность, дающих основание полагать, что для исправления подростка достаточно применения принудительных мер воспитательного воздействия, а не уголовного нака­зания, более предпочтительным является применение к такому лицу освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воз­действия (ст. 90УК).

При помещении несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечеб­но-воспитательное учреждение срок пребывания в таком учреждении не может пре­вышать максимального срока наказания, предусмотренного новым УК за совершенное преступление средней тяжести, т.к. этот срок может быть установлен в пределах от 2 до 5 лет. Однако, пребывание в указанном учреждении может быть прекращено до истечения установленного срока, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своего исправления в дальнейшем применении данной меры. Продление пребывания в этом учреждении для несовершеннолетнего после истечения установленного срока допустимо лишь в одном случае - необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

Глава III. Судимость. Снятие судимости и ее досрочное погашение.

Освобождение лица, виновного лица, от уголовной ответственности является освобождением его и от наказания.

Таким образом, нарушается принцип "Каждому виновному - справедливое наказание".

Однако рассмотрим данный аспект более подробно[6].

Наказание может утратить свой предупредительный эффект, если оно применяется с большим опозданием. Оно не становится средством перевоспитания, если преступник уже исправился и без наказания. В этом случае наказание еще может сыграть общепредупредительную роль, но в основном будет выступать как месть за содеянное, как "голая кара".

Освобождение от уголовной ответственности и наказания может играть предупредительную роль. Государство как бы объявляет, что совершившее преступление лицо может последующим поведением загладить причиненный вред, загладить свою вину. Институт освобождения от уголовной ответственности и наказания стимулирует лиц, совершивших однажды преступление, к примерному поведению.

Можно подумать, что существование данного института превращает наказание в пустую угрозу. Однако этого не происходит, так как освобождение от уголовной ответственности и наказания наступает не автоматически, а лишь при соблюдении определенных условий.

Даже после отбытия лицом наказания или после сокращения либо замены наказания более мягким, лицо продолжает нести невыгодные отрицательные последствия.

Осуждение лица судом к тому или иному виду наказания дает, как правило, основание считать данное лицо имеющим судимость. При этом лицо считается судимым с момента вступления обвинительного приговора в силу, в период отбывания назначенного наказания и в период определенного установленного законом времени после отбытия наказания.

В отдельных случаях судимость может повлечь за собой некоторые ограничения для лица, например, в выборе места жительства, в работе и т.п.

При совершении нового преступления наличие судимости зачастую рассматривается как отягчающее обстоятельство.

Российский уголовный закон устанавливает определенный порядок погашения и снятия судимости с тех лиц, которые, отбыв наказание или будучи освобождены от него досрочно, не нарушают вновь правопорядок. Данные лица в установленном законом порядке могут быть признаны несудившимися.

Закон устанавливает различные сроки погашения судимости, т.е. автоматического прекращения судимости для лиц, отбывших как основное, так и дополнительное наказания. Эти сроки определяются исходя из размера наказания, которое было назначено виновному судом.

В случае сокращения или замены наказания более мягким либо условно- досрочного или досрочного освобождения срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания.

Кроме истечения определенных законом сроков после отбытия наказания, требуется, чтобы лицо в течение этих сроков не совершило нового преступления.

Совершение же нового преступления прерывает течение срока погашения судимости. Сроки, погашающие первую судимость, начинают течь вновь с момента отбытия лицом наказания за новое преступление. С этого момента параллельно исчисляются и сроки погашения судимости по второму преступлению

Для погашения судимости установленные законом сроки должны истечь полностью. Но закон дает всем отбывшим наказание стимул для более раннего освобождения от судимости. Суду предоставляется право в некоторых случаях снять с лица судимость досрочно, если виновный после отбытия им наказания своим поведением и трудом доказал свое исправление.

Ходатайства о досрочном снятии судимости могут возбуждать и общественные организации. Ходатайства рассматриваются в судебном заседании с участием прокурора. Неявка прокурора в судебное заседание не приостанавливает рассмотрение ходатайства.

Досрочное снятие судимости возможно и по актам амнистии и помиловании.

Итак:

Уголовное наказание не преследует цели возмездия (воздания) преступнику. Основное его предназначение в том, чтобы исправить, перевоспитать правонарушителя, предупредить совершение им новых преступлений. Если для достижения этих гуманных целей нет необходимости применять очень строгие меры уголовно-правового воздействия закон предусматривает возможность смягчения участи осужденного вплоть до полного освобождения его от наказания.

Затрудняет процесс выявления правовой природы освобождения от уголовной ответственности отсутствие единой точки зрения на вопрос об уголовной ответственности и ее сущности.

Существуют две основные тенденции решения данного вопроса. Сторонники первой позиции решают проблему в ключе отождествления уголовной ответственности с наказанием и, соответственно, освобождения от уголовной ответственности с освобождением от наказания. Вторая же позиция имеет в своей основе понятие уголовной ответственности, как и других невыгодных последствий, установленных законом для лица, совершившего преступление. А освобождение от уголовной ответственности не сводится к освобождению от наказания и включает в себя освобождение от других невыгодных последствий, таких, например, как осуждение. Я же придерживаюсь первой точки зрения. То есть я считаю, что уголовная ответственность не ограничивается только претерпеванием наказания.