Смекни!
smekni.com

Доказательства и доказывание (стр. 5 из 8)

Эксперт представляет заключение от своего имени, по своему внутреннему убеждению, сложившемуся в результате проведенного им исследования, и несет за него персональную ответственность.

Заключение эксперта подлежит проверке и оценке на общих основаниях (ст. 88 УПК), не имея заранее установленной силы и преимуществ перед другими доказательствами. В частности, дознаватель, следователь, прокурор и суд правомочны проверить, соблюден ли при назначении и производстве экспертизы предписанный законом процессуальный порядок, призванный обеспечить полноту, объективность и достоверность полученных результатов, а также права сторон. Кроме этого, указанные должностные лица правомочны и обязаны убедиться в компетентности эксперта (экспертов). Проверке могут быть подвергнуты полнота и качество предъявленных на экспертизу материалов (документов, образцов для сравнительного исследования, вещественных доказательств), в том числе материалов уголовного дела.

Заключение эксперта (экспертов) должностные лица, осуществляющие производство по делу, должны оценить с учетом следующих обстоятельств: 1) отвечают ли теоретическая и практическая основа проведенного экспертного исследования современному уровню развития соответствующей отрасли науки, техники, искусства или ремесла; 2) соответствуют ли выводы эксперта (экспертов) другим материалам уголовного дела; 3) все ли поставленные перед экспертом (экспертами) вопросы были разрешены; 4) достаточен ли объем произведенных экспертом (экспертами) исследований; 5) соответствуют ли выводы эксперта (экспертов) результатам произведенного исследования, не противоречат ли им.

В соответствии со ст. 17 УПК заключение эксперта не является обязательным для дознавателя, следователя, прокурора и суда, однако они обязаны мотивировать свое несогласие в постановлении о назначении новой экспертизы, в обвинительном заключении, в обвинительном акте, в приговоре, в определении вышестоящего суда.

В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов) дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе по тем же вопросам назначить повторную экспертизу, которая поручается другому эксперту или другим экспертам (ч. 2 ст. 207 УПК).

Кроме повторной допускается назначение дополнительной экспертизы, которая поручается тому же или другому эксперту (экспертам). Она проводится в случае недостаточной ясности или полноты первоначального заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела (ч. 1 ст. 207 УПК).

Показания эксперта - это устное сообщение (сведения), сделанное им при допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения этого заключения, и зафиксированное в предусмотренном законом порядке (ч. 2 ст. 80, ст. ст. 166, 167, 205, 282 УПК). Потребность в допросе эксперта может возникнуть, если в представленном им заключении имеются неясные, нечеткие, расплывчатые или неопределенные формулировки.

Допрос также может быть произведен для уточнения примененной экспертом методики исследования; для получения разъяснений относительно уровня современных достижений в соответствующей области науки, техники, искусства или ремесла; для получения дополнительных сведений в отношении специальности или компетентности эксперта; для разъяснений причин возникших противоречий между специалистами, участвовавшими в комиссионной экспертизе.

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ перечень источников доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 74 УПК, был дополнен заключением и показаниями специалиста.

Согласно ч. 3 ст. 80 УПК заключением специалиста является представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами. В отличие от производства экспертизы, целесообразность получения указанного заключения по конкретным вопросам, требующим своего разрешения в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства, определяют не должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу, а участники процесса как со стороны обвинения (потерпевший, гражданский истец и их представители), так и со стороны защиты (обвиняемый, подозреваемый, гражданский ответчик, их представители, защитник).

В этой связи заинтересованные участники уголовного процесса самостоятельно определяют степень профессиональной компетентности специалиста и формулируют перед ним вопросы, по которым намереваются выяснить его мнение. При этом они могут представить в распоряжение специалиста имеющиеся у них копии процессуальных документов уголовного дела, а также материалы, полученные в рамках своей компетенции и в порядке, установленном ч. 2 и ч. 3 ст. 86 УПК.

Дознавателем, следователем, прокурором и судом заключение специалиста подлежит проверке и оценке наравне с другими собранными по уголовному делу доказательствами по правилам ст. 17 УПК. Изложенное суждение специалиста может послужить основанием для назначения судебной экспертизы (первоначальной, повторной или дополнительной).

В соответствии с ч. 4 ст. 80 УПК показания специалиста представляют собой сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также для разъяснения своего мнения по результатам участия в уголовном судопроизводстве в порядке ст. ст. 53, 168 и 271 УПК.

Названный участник уголовного процесса может быть допрошен в тех случаях, когда при расследовании и разрешении уголовного дела требуются его пояснения консультативного характера по конкретным вопросам, затрагивающим различные области профессиональной деятельности: науку, технику, искусство и ремесло. Кроме того, предметом допроса специалиста могут являться те же обстоятельства, которые служат основаниями для производства допроса эксперта: неясные, расплывчатые формулировки в его заключении и т.д. (см. пояснения к допросу эксперта).

Вещественные доказательства - это любые объекты (предметы) материального мира, обладающие признаками или свойствами носителей доказательственной информации, полученные и приобщенные к уголовному делу в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 81 УПК к ним относятся:

предметы, которые служили орудиями преступления. Под ними следует понимать любые материальные объекты, специально изготовленные, приспособленные или найденные на месте, которые были использованы для подготовки или совершения преступления, а также для сокрытия его следов. К орудиям преступления, в частности, необходимо причислять нож, которым было совершено убийство; топор, которым взломали замок входной двери при совершении кражи; фальшивая товарно-транспортная накладная, при помощи которой были похищены материальные ценности со склада, и т.д.;

предметы, которые сохранили на себе следы преступления. К ним относятся материальные объекты, на которых отобразилось воздействие общественно опасного деяния. К таким предметам, например, относятся: одежда с огнестрельными повреждениями, взломанный замок от входной двери, чемодан с двойным дном с остатками наркотического вещества и т.п.;

предметы, которые были объектами преступных действий, т.е. конкретные вещи, на которые непосредственно было направлено противоправное посягательство: похищенное имущество, угнанный автомобиль и т.п.;

имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем. К ним, в частности, относятся дорогостоящие предметы, купленные на похищенные деньги, наличные деньги, сырье и изделия из драгоценных металлов и камней и иные ценные вещи, приобретенные от сбыта похищенного имущества или в результате преступной деятельности (например, при занятии запрещенным промыслом);

иные предметы материального мира и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. К ним, в частности, могут быть отнесены предметы, вещи, забытые или брошенные преступником на месте происшествия (если только они не относятся к орудиям преступления или предметам преступного посягательства).

Для того чтобы объект материального мира получил статус вещественного доказательства по уголовному делу, законодательством предусмотрены процессуальные правила его оформления (ч. 2 ст. 81 УПК).

Так, в деле должны присутствовать: 1) документ, из которого усматривается происхождение (обнаружение, получение) соответствующего предмета (протокол осмотра места происшествия, протокол обыска или выемки и т.д.); 2) протокол осмотра этого обнаруженного или представленного предмета с указанием его индивидуальных признаков и отличительных особенностей; 3) постановление (определение) суда о признании конкретного предмета вещественным доказательством и приобщении его к уголовному делу.

В необходимых случаях обнаружение, изъятие и осмотр таких предметов, ценностей и документов фиксируются фото- и киносъемкой или видеозаписью.

Вещественные доказательства по возможности упаковываются, опечатываются и хранятся непосредственно в уголовном деле (например, письмо, фальшивый документ, пуля), либо при уголовном деле (нож, бутылка с отпечатками пальцев рук преступника), либо в специально отведенном месте, либо возвращены на ответственное хранение владельцу имущества (если это возможно без ущерба для доказывания). В двух последних случаях в материалах уголовного дела должен находиться документ о месте хранения такого вещественного доказательства.

Если это необходимо и возможно, к материалам уголовного дела приобщается образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного (экспертного) исследования.

Принимая окончательное решение по уголовному делу и завершая производство по нему, правомочное должностное лицо (государственный орган) одновременно должно определить дальнейшую судьбу предметов и документов, приобщенных в качестве вещественных доказательств: в приговоре или постановлении суда (п. 2 ч. 1 ст. 309, ч. 6 ст. 443 УПК), в постановлении о прекращении производства по делу (п. 9 ч. 2 ст. 213 УПК).