На практике, в настоящее время все чаще можно встретить произведения, созданные совместным творческим трудом нескольких авторов. Их правовой режим устанавливается через определение круга субъектов права на такие произведения, а также объем прав, принадлежащих всем соавторам сообща и каждому из них в отдельности. При этом прослеживается общая тенденция к определению круга субъектов авторских прав и их правомочий применительно к произведениям такого рода в зависимости оттого, можно выделить конкретный творческий вклад каждого из соавторов или нет. Если это сделать невозможно, то авторское право на произведение принадлежит всем авторам совместно. Осуществлять свои авторские права в этом случае соавторы должны сообща, однако возможны и отдельные исключения, связанные, в частности, с защитой авторских прав отдельными соавторами.
В случае, если творческий вклад каждого из соавторов может быть определен, каждый из них в соответствии с положениями договора сохраняет свое авторское право на созданную им часть; при этом авторское право на произведение в целом по законодательству многих стран принадлежит тому лицу (физическому или юридическому), под именем которого оно выпущено в свет. Если новое произведение включает предшествующее, то права автора более позднего произведения не должны затрагивать права автора более раннего.
Особо регулируется вопрос о том, кому принадлежит авторское право на произведение кинематографии. Соответствующие нормы имеют, как правило, диапозитивный характер и могут быть изменены условиями договора о создании фильма. Законодательство стран континентальной Европы предусматривает, что авторское право на кинематографическое произведение принадлежит его создателям, причем каждый из соавторов имеет авторское право на созданную им часть произведения (сценарий, музыку и т.д.). При этом обеспечивается право продюсера на коммерческое использование кинофильма. По-иному регулируется этот вопрос в странах англо-американского права. Так, в Англии по закону 1988 года обладателем исключительного права на кинофильм является продюсер. Аналогичное положение существует и в США, хотя американское законодательство не содержит специальных норм по этому вопросу .
Субъектами авторского права по закону являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в случае случаев и по объему. Последнее ограничение касается главным образом так называемых «моральных прав» автора.
Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права (или, следуя терминологии, общепринятой в западной литературе, «моральные» права—moralrights) и имущественные права. Последние, как правило, имеют подчиненное значение. К их числу принято относить: право на авторство и право на авторское имя; право на опубликование произведения, право на «отзыв» опубликованного произведения; право на неприкосновенность произведения (включая право на охрану целостности произведения, внесение в него изменений и т.д.).
Право на авторство понимается, как право создателя произведения быть признанным в качестве его автора. Право на авторское имя означает право автора опубликовать произведение под своим собственным именем, под псевдонимом или без указания имени (т.е. анонимно). Это правомочие позволяет автору требовать указания своего имени во всех случаях использования его произведения: при его издании или воспроизведении, публичном воспроизведении, публичном исполнении, передаче по радио и телевидению, а также при цитировании. Суть права на опубликование (т.е. на раскрытие сущности произведения) заключается в том, что только автор может решить вопрос о выпуске произведения в свет и определить способ и условия выпуска;
никто не имеет права опубликовать произведение без согласия автора. Право на «отзыв» произведения -заключается в том, что после передачи права на использование произведения другому лицу и даже после его публикации автор может отказаться от решения об опубликовании и от дальнейшего распространения опубликованного произведения. При этом он вправе требовать даже изъятия произведения из продажи. Однако при осуществлении указанного правомочия автор обязан возместить лицу, которому уступлено право на использование произведения, понесенный ущерб. Наконец, право на неприкосновенность произведения означает право автора препятствовать любым искажениям своего произведения в процессе его использования, любой его переделке, снабжению его предисловием, послесловием, комментариями и т.д., а также противодействовать любым другим действиям в связи с использованием произведения, которые могли бы нанести ущерб чести или репутации автора.
Имущественные права неодинаково формулируются в законодательстве стран континентальной Европы и стран англо-американского права. Так, в странах континентальной Европы имущественное право определяется общим образом как исключительное право на использование произведения в любой форме с целью извлечения прибыли. При этом, как правило, дается и перечень отдельных правомочий, а также раскрывается их содержание. Среди них обычно фигурирует право на воспроизведение, на публичное представление или исполнение, на распространение произведения и др. Законы стран англо-американского права не дают общего понятия имущественного права, устанавливая лишь перечень отдельных правомочий имущественного характера. Так, английское законодательство традиционно трактует понятие исключительного права на произведение (copyright) не как право использовать произведение в любой форме, а как исключительное право совершать лишь определенные действия в отношении охраняемого произведения. Другой особенностью английского закона является то, что он не содержит единого перечня таких действий, который был бы применим ко всем видам произведений, то есть не устанавливает единого содержания исключительного права.
Законодательство государств обеих правовых систем устанавливает отдельные ограничения исключительного права на произведение, определяя круг случаев свободного использования произведений без согласия правообладателей. Так, допускается свободное использование охраняемых произведений в личных целях (без извлечения прибыли), в том числе путем снятия копий с применением современных средств репродуцирования (фото и ксерокопирования). Свободное использование произведений допускается также в целях исследования или критики (например, цитирование небольших отрывков опубликованных произведений), в общеобразовательных целях (включение отдельных фрагментов произведений в школьные учебники, хрестоматии и т.д.), в интересах правосудия, в интересах библиотек и архивов (изготовление небольшого, строго ограниченного количества копий произведений, например редких книг, рукописей, различных документов и т.д.), в целях передачи информации (свободное воспроизведение в периодической печати, по радио и телевидению сообщений, относящихся к «новостям дня», составление обзоров прессы, распространение материалов на текущие политические и экономические темы и т.д.) [83].
Исключительное право на произведение литературы, науки и искусства ограничено определенным сроком, по истечении которого произведение может быть свободно использовано любым лицом. Законодательства устанавливают, как правило, общий срок охраны и несколько специальных сроков, применяемых к отдельным видам произведений или в некоторых особых случаях. (Во Франции, Швейцарии, Англии и США общий срок охраны авторского права охватывает период жизни автора и 50 лет после его смерти, в Германии — период жизни автора и 70 лет после его смерти).
Специальные сроки охраны авторских прав устанавливаются обычно для произведений кинематографии, фото произведений и произведений прикладного искусства, а также для произведений, опубликованных под псевдонимом или анонимно (в том случае, если подлинное имя автора неизвестно, в результате чего применение общего срока охраны после его смерти невозможно). Специальные сроки охраны авторских прав установлены и в отношении произведений, впервые опубликованных после смерти автора. (Так, по законодательству Франции, Швейцарии, Англии авторское право нa произведения, опубликованные под псевдонимом или анонимно, охраняется в течение 50 дет после их публикации, в Германии в течение 70 лет, в США - в течение 75 лет после публикации или 100 лет со времени создания произведения (берегся более короткий срок)).
Установленные в законе сроки охраны, начинающие течь после смерти автора, а также все специальные сроки охраны исчисляются, как правило, с 1 января года, следующего за годом смерти автора или годом совершения соответствующего действия (например, опубликования произведения). Сроки охраны произведений, созданных в соавторстве, исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти последнего из соавторов.