Сложнее решается этот вопрос в том случае, если наниматель квартиры подал документы на приватизацию и умер, не успев получить свидетельство, но в завещании указал квартиру как объект наследственного преемства. Наследник не имеет права получить свидетельство о праве на наследство относительно указанной квартиры, так как этот документ оформляет нотариус на основе правоустанавливающего документа бывшего владельца квартиры, а такого документа нет.
Рассмотрим в связи с этим несколько ситуаций.
Если на момент смерти наследодателя органом приватизации было подписано распоряжение о передаче в собственность жилья, то вопрос о праве собственности должен решаться в суде. В этом случае необходимость обращения с иском в суд объясняется лишь тем, что наследник, не имея на руках правоустанавливающего документа, просит о защите права, возникшего до судебного решения. Судебное решение, отражая особую ступень в развитии субъективного гражданского права, сообщает последнему на основе норм права и юридических фактов досудебного развития правоотношения силу принудительного осуществления.
Аналогично решается вопрос и в том случае, если произошла просрочка в оформлении документов на приватизацию жилья, и распоряжение о передаче жилья в собственность наследодателя подписано после месячного срока рассмотрения с момента поступления документов на приватизацию, а наследодатель умер. Согласно ч. 5 п. 13 постановления Пленума Верховного суда Украины «0 судебной практике в делах по искам о защите права частной собственности» от 22 декабря 1995 г.[36] в случае, если квартира (дом) не была передана в собственность нанимателю, его наследники вправе требовать признания за ними права собственности на нее лишь в том случае, если наниматель обращался с
надлежаще оформленным заявлением об этом в соответствующий орган приватизации или к собственнику государственного или общественного жилищного фонда, однако, оно не было рассмотрено в установленный срок или в его удовлетворении было незаконно отказано при наличии оснований и отсутствии запретов для передачи квартиры в собственность нанимателю.
Если же распоряжение о передаче жилья в собственность гражданина подписано органом приватизации после смерти гражданина, оно является недействительным и должно быть аннулировано в установленном порядке, поскольку в такой ситуации жилье не получило статуса частной собственности и не подлежит передаче по наследству. Жилье остается в собственности государства. В данном случае рассматриваемый юридический состав хотя и содержит все необходимые юридические факты, административный акт — распоряжение о передаче жилого помещения в собственность — появляется в юридическом составе «с опозданием» (после смерти наследодателя), но до истечения срока, указанного в Законе для вынесения конкретного решения, в связи с чем юридический состав не был своевременно завершен, а следовательно, не наступил правовой результат. Наследодатель не стал собственником жилья и поэтому не смог передать больше прав, чем имел сам.
Что касается приватизационных бумаг, то согласно закону Украины «0 приватизационных бумагах»[37], приватизационные бумаги, в том числе жилищные чеки, не подлежат купле-продаже и другим видам гражданского обращения, за исключением наследования.
Таким образом, наследодатель, являющийся собственником жилищного чека, может в завещании указать на это. В случае смерти гражданина, не получившего по каким-либо причинам приватизационные бумаги, в том числе жилищного чека, право получения надлежащих к выдаче умершему бумаг не наследуется[38].
3. Правовое регулирование наследования в зарубежных странах
В странах континентальной Европы наследование рассматривается как универсальное правопреемство (т. е. все права и обязанности наследодателя переходят непосредственно к его наследникам). В то же время в Англии и в США наследственная масса сначала переходит к так называемому «личному представителю» умершего (на праве доверительной собственности), а затем уже он, производя необходимые расчеты с кредиторами наследодателя, передаст наследникам оставшуюся часть.
Как и у нас, основанием возникновения наследственного правопреемства является либо завещание, либо закон.
Во Франции основные нормы, регулирующие наследственные отношения, содержатся в первых двух титулах книги III Гражданского кодекса («О различных способах, которыми приобретается собственность»), озаглавленных "О наследовании" и «О дарениях между живыми и завещаниях». Уже из самого названия титулов видно, что наследование по закону регулируется Гражданским кодексом отдельно от наследования по завещанию. Связано это с наличием в законе общих норм, определяющих порядок безвозмездного приобретения имущества [39].
В странах с англо-американской системой права наряду с судебным прецедентом существенную роль в регулировании наследственных отношений играет и закон.
Так, в Англии еще в 1837 году был принят закон о завещаниях, позднее, в 1925 году - закон об администрировании наследства, в 1952 году - закон о наследстве лиц, не оставивших завещания, и. наконец, в 1975 году - закон o наследовании.
В США принятие законодательства о наследовании отнесено к компетенции отдельных штагов. В США нет единого федерального акта о наследовании, потому и законодательство отдельных штатов весьма различно. Причем, если для некоторых штатов характерно законодательство, тяготеющее к английской правовой системе, то, например, в штате Луизиана действует французский Гражданский кодекс. В настоящее время в США предпринимаются усилия по унификации законодательства о наследовании, разработан единообразный закон, принятый пока лишь в некоторых штатах [40].
Принципы наследования по закону, заложенные в зарубежном наследственном праве, во многом напоминают принципы соответствующего института украинского наследственного нрава. Однако в вопросе определения круга наследников, порядка призвания к наследству имеется существенная разница.
Во Франции очередность призвания к наследованию зависит от близости кровного родства к наследодателю. По этому показателю все возможные наследники подразделяются на «разряды». К первому разряду (мы бы сказали «очереди») относятся нисходящие наследники (дети, внуки, правнуки и т. д.). Второй разряд - родители наследодателя и их нисходящие (т. е. братья, сестры, племянники наследодателя и т. д.). В третьем разряде оказываются восходящие родственники (кроме родителей), т. е. дед, бабка, прадед и прабабка и т. д. К заключительному, четвертому, разряду отнесены боковые родственники вплоть до 6-й степени родства (двоюродные братья и сестры, тетки, дяди и пр.).
Как и в наследственном праве Украины, наличие хотя бы одного наследника предыдущего разряда (очереди) устраняет от наследования всех лиц нижестоящей очереди. Кроме того, французскому праву известно понятие «права представления» для внуков, правнуков, племянников наследодателя и иных нисходящих родственников братьев и сестер.
Интересная с правовой точки зрения складывается ситуация, когда нисходящих наследников нет, а из восходящих есть отец и родители матери (дед и бабка). В этом случае 1/2 имущества достанется отцу. а деду и бабке (по материнской линии) - по 1/4. Если к наследованию призываются родители и братья (сестры) наследодателя, то каждый из родителей (даже в том случае, когда второго родителя уже нет в живых) получает 1/4 часть имущества, а все остальное переходит к братьям и сестрам в равных долях.
Следует обратить внимание на то, что ни один из разрядов не упоминает о пережившем супруге наследодателя. Однако его положение не так бедственно, как может показаться на первый взгляд. Супруг идет впереди наследников четвертого разряда и устраняет их от наследования. Если имеются наследники более высокого разряда по одной из линий (отцовской или материнской), то переживший супруг приобретает право собственности на 1/2 имущества. В других случаях он получает лишь узуфрукт на часть имущества (на 1/4 - при наличии наследников первого разряда: на 1/2 - во всех остальных случаях). При этом наследники могут требовать превращения узуфрукта в пожизненную ренту [41].
В ФРГ и Швейцарии наследники призываются к наследованию в порядке очередности. Но очереди там другие и называются иначе - парантеллы. Парантеллой называется группа кровных родственников, образуемая общим предком и его нисходящими. Так, если первая парантелла образуется самим наследодателем и его нисходящими, то во вторую войдут его родители и их нисходящие, третья парантелла - дед и бабка наследодателя (по отцовской и материнской линии) и их нисходящие и т. д. Призываются наследники по парантеллам. Разница между законодательством ФРГ и Швейцарии заключается в том. что если в ФРГ количество парантелл, призываемых к наследованию, не ограничено, то в Швейцарии наследование ограничено первыми тремя парантеллами.
В ФРГ и Швейцарии переживший супруг пользуется большими правами, причем значительно большими, чем во Франции. Супруг не входит в состав ни одной из параптелл, но призывается к наследованию вместе с родственниками первых трех парантелл. Если переживший супруг призывается к наследованию вместе с первой парантеллой, то он имеет право на 1/4 часть имущества: если со второй, - на 1/4 в Швейцарии и на 1/2 в ФРГ: а если вместе с третьей, - на 1/2 часть имущества. Для швейцарского наследственного права характерно также следующее: супругу предоставляется выбор между правом собственности на соответствующую часть имущества и узуфруктом на имущество в большем объеме. По его желанию узуфрукт может быть прекращен и пожизненную ренту.