Смекни!
smekni.com

Римское частное право (стр. 7 из 13)

Можно сюда отнести приобретение плодов вещи. Плоды тоже являлись самостоятельным объектом прав и могли, естественно, быть объектом собственности. Сюда можно отнести находку клада.

Вообще все способы приобретения права собственности делятся на две категории. Это деление, которое актуально для современного права. Это деление на первоначальые и производные способы приобретения собственности.

Итак, все абсолютно способы делятся на две категории в зависимости от того, имеет ли место право приеемства. Все способы права собственности, как цивильные так и по праву народов, делятся на первоначальные и производные.

Первоначальные характеризуются возникновением права собственности в лице данного приобретателя впервые, либо, во всяком случае, назависимо от права предшественника, независимо от того, кому вещь ранее принадлежала. Либо возникает это право впервые, ранее эта вещь вообще никому не принадлежала, либо независимо от права предшественника. Отсюда очень важный практический вывод, который состоял в том, что для производных способов действительность права зависела от права предшественника. Если же речь шла о первоначальном способе, то право собственности опиралось исключительно на способ своего приобретения. Мы в этом случае не говорим ни о каком правопреемстве.

Итак, отдельные способы приобретения права собственности.

Я уже упоминал манципацию. Это исконный цивильный способ приобретения, он предполагал соблюдение сложного обряда. Во всех учебниках это есть. Подчеркну, что особое распространение получила разновидность манципации, которая называлась фидуциарная манципация, от слова фидуция. Иногда сейчас говорят о некоторых правоотношениях, как фидуциарных правоотношениях, фидуциарных сделках в современном праве. Под этим подразумевают лично доверительный характер отношений сторон, когда их отношения строятся на особом доверии. Происхождение термина фидуциарная манципация отсюда. Дело в том, что манципация приводила к тому, что право собственности возникало у приобретателя. Это право было неоспоримым, окончательно перешедшим к приобретателю вещи. Но в ряде случаев манципация должна была обеспечить не просто переход права собственности ради него самого, а имела в виду осуществление иной, специальной цели. Вещь предоставлялась лицу, приобретателю, но для специальной цели, но оформлялось это в виде манципации, этот субъект становился собственником вещи, он получал больше прав, чем следовало.

Скажем, вещь отдавалась на хранение, а оформлялась эта передача как манципация, то есть хранитель становился собственником имущества. Но стороны просто делали оговорку, что эта фидуциация призвана служить этой цели – обеспечивать сохранность имущества.

И цели эти могли быть абсолютно разными. Это могли быть отношения займа таким образом оформлены, отношения ссуды, то есть безвозмездного пользования имуществом, хранения и так далее. То есть, грубо говоря, фидуциарная манципация заключала в себе зародыш целого ряда будущих самостоятельных договорных отношений. Почему стороны прибегали к манципации – потому, что она позволяла субъекту приобрести вещь от другого лица и в дальнейшем владеть этой вещью, иметь ее на праве собственности, осуществлять господство над вещью, и это, в принципе, соответствовало целям сделки.

Иногда на этом примере наглядно виден такой негласный принцип вообще в цивилистике и, можно сказать, в юриспруденции – принцип экономии правовых форм. Юристы очень редко хотят создавать совершенно новые институты и какие-то правила, а стараются новые отношения как бы облечь в форму уже традиционных, испытанных правил. То есть как бы консервативность юриста еще и в этом состоит.

Я, естественно, подчеркну, что при таких сделках, которые облегались в форму фидуциарной манципации, конечно же, положение отчуждателя было очень ненадежным, то есть он в принципе не мог принудительно истребовать вещь от приобретателя, потому что манципация формально совершилась и формально право собственности перешло окончательно и неоспоримо. В этом случае как раз наглядно видно, что этот субъект доверял доброй совести приобретателя, что приобретатель согласится вернуть вещь, когда это потребуется.

Что касается такого способа, как in iure cessio, я о нем говорил на прошлом занятии вкратце и думаю, что этой информации вам будет достаточно. Подчеркну, что здесь речь шла о воображаемой виндикации: как бы стороны разыгрывали судебный процесс об истребовании вещи, но на самом деле, конечно, никакого спорного процесса, разбирательства не было, была передача вещи на основании договоренности сторон.

Длительное время манципация и in iure cessio были господствующими способами приобретения права собственности. Но постепенно все большее распространение получал такой способ, как традиция, и ко времени императора Юстиниана традиция окончательно вытеснила и манципацию, и in iure cessio.

Первоначально же традиция была лишь способом приобретения права собственности по праву народов, то есть квиритский собственник не мог опираться на традицию, обосновывая свое право.

Итак, что же такое традиция? Традиция – это передача фактического владения вещью, прежде всего это передача фактического владения вещью.

Я даже могу небольшое отступление сделать и сказать, что, в принципе, законодательства целого ряда государств Европы, регулирующие приобретение права собственности по договору, основываются на так называемой системе традиции. То есть, что это означает – что вещь, для того чтобы поступить в собственность приобретателя по договору, должна быть ему передана в фактическое обладание.

в немногих случаях собственность возникала без ее реальной передачи. Особо здесь выделяют два случая: передача посредством короткой руки, traditio brevi manu. Речь на самом деле идет об очень простой ситуации, когда приобретатель вещи уже являлся в момент приобретения ее экономическим владельцем. Скажем, он эту вещь арендует на основании договора аренды, а в последующем арендатор договаривается с собственником о том, что вещь передается ему, арендатору, на праве собственности. Но раз эта вещь уже находится у арендатора, то, конечно, передача фактическая владения этой вещи не требуется. Здесь иногда говорят, что собственность устанавливается одним лишь соглашением сторон. Следующий важный способ приобретения права собственности - адъюдикация. Я уже говорил, что адъюдикация являлась одним из элементов формулы в формулярном процессе. Когда я об этом говорил, подчеркнул, что этот элемент присутствовал только в одной категории случаев - в исках о разделе общей собственности.

Вещь в принципе в римском праве должна была принадлежать только одному лицу. Мы говорим иногда, что есть римская модель права собственности. В России безусловно действует римская модель права собственности. Какой здесь основной постулат? Очень простой: одна вещь - один собственник, такой принцип. Из этой ситуации было только одно исключение, из этого общего правила, - это ситуация общей собственности, когда вещь принадлежала сообща в определенных долях нескольким лицам. Общая собственность унаследована была и другими законодательствами, не только римским, не только в римском праве она существовала, и существует сейчас в большинстве развитых правопорядков, в том числе и в России.

Здесь говорят о том, что каждый из сособственников имеет долю в праве собственности, не долю на часть вещи, на какую-то обособленную часть имущества, а долю в самом праве. При этом каждый из сособственников мог потребовать выдела своей доли. Выдел приводил к тому, что этот сособственник становился единоличным обладателем какого-то имущества. Было у сособственника право, как и в современных законодательствах, право требовать раздела общей собственности или выдела своей доли. Тогда судья должен был либо выделить ему какую-то часть имущества и установить на нее единоличное право собственности, либо, если выдел какой-то части имущества невозможен, то присудить вещь другому сособственнику или нескольким, а этому лицу обязать выплатить компенсацию в деньгах.

Следующий очень важный способ приобретения права собственности – это приобретение права по давности владения. Выделяют пять условий, которые необходимо было установить, для того чтобы право могло считаться приобретенным.

Первое условие, что владелец должен был владеть вещью и у него должен быть элемент такой, как аnimus domini. Мы об этом говорили на прошлой лекции, я уже не повторяюсь, то есть владеть с желанием иметь вещь для себя, владение как бы на правах собственника, лицо понимает, что нет ни у кого другого больше прав на эту вещь, чем у него.

Второе условие – здесь это значительная специфика этого способа – необходимо наличие справедливого основания владения. Речь идет, если говорить совсем просто, о каких-то сделках, различного рода договорах или сделках односторонних; собственно говоря, на что владелец опирается, осуществляя господство над вещью. В частности, он мог привести в качестве оправдания договор купли-продажи, что он вещь получил от продавца по договору. И как правило, конечно, этот договор должен был привести к праву собственности. То есть исполнение договора, передача вещи должна была сделать его сразу же полноценным квиритским собственником. Но если этого не происходило в силу какого-то лежащего вне этих сделок недостатка. Вот если этого не происходило, владелец не становился собственником (но вследствие лежащего вне этой сделки недостатка), вот тогда эти сделки рассматривались как законное основание для последующего приобретения собственности по приобретательной давности. То есть в принципе должны быть все формальные условия соблюдены для приобретения квиритской собственности – то есть законная сделка с совершеннолетним лицом в отношении имущества, не изъятого из оборота, никаких противоречащих закону условий сделки, - всё нормально, но только какой-то внешний порок. Ну скажем, сам отчуждатель не являлся собственником вещи, поэтому, естественно, не мог перенести эту собственность и на приобретателя.