Смекни!
smekni.com

Справедливость и правосудие (стр. 5 из 6)

Констиуция РФ наделяет суд и широкой компетенцией, соответствующей статусу органа самостоятельной ветви государственной власти. В статье 46 Конституции зафиксирована полная компетенция суда по самостоятельному разрешению всех вопросов фактов, имеющих значение для данного дела, и необязательность для него решений несудебных органов, в которых содержатся выводы об этих фактах. Кроме того, в компетенцию суда входит согласно новому Основному Закону и оценка федеральных законов на предмет их соответствия Конституции РФ, общепризнанным нормам и нормам международного права, чтобы в тех случаях когда законодатель принял закон с их нарушением, воспрепятствовать реализации его воли, отказав в применении такого закона. (С этим связан сформулированный в Законе о судебной системе (ч.3 ст.5) тезис о единстве судебной системы Россиской Федерации.) Каждый суд теперь имеет право самостоятельно решать соответствует тот или иной закон Конституции. Таким образом, в нынешней ситуации общественных трансформаций значительно возрастает роль судебной практики и как источника права в целом. И с принятием новой Конституции РФ эта позиция (признание того что суд творит право) находит еще большее практическое подтверждение, становится более актуальной и требует дальнейшей разработки. Выполняя свои обязанности, восполняя пробелы и разрешая противоречия в законодательстве, суды в настоящее время просто вынуждены творить право, иначе их деятельность станет просто неэффективной, а приведет к результатам, противоположным тем, которые от него вправе требовать общество: он будет не защищать права, а способствовать их нарушениям[37]. Благодаря этому оказывается возможной реализация в деятельности судебной власти принципов истинности и законности, которые является обязательной составляющей при вынесении справедливого решения.

Фундаментальное значение для становления в стране независимой и авторитетной судебной власти в России имел принятый 26 июня 1992 года Закон о “Статусе судей в Российской Федерации”. Главные его положения, закрепленные впоследствии в Конституции (ст.119,120,121,122,123): судьи назначаются пожизненно, точнее, на неопределенный срок, они несменяемы, неприкосновенны и никому не подотчетны, им гарантируется высокое материальное и социальное обеспечение. Теперь, принимая решение по конкретному делу, судья перестал чувствовать себя заложником тех сил, которые через определенное время прямо или косвенно будут решать его судьбу. Важным условием осуществления справедливости в деятельности суда является, как уже было указано, повышение морального облика судей. Эту цель преследуют принятые в 1993 г. Кодекс чести судьи Российской Федерации и Положение о квалификационных коллегий судей. Положения этих документов находятся в русле выдвинутой в Концепции судебной реформы задачи создания предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом, а также для образования судебной корпорации.

Важным шагом в реформе судебной системы стало возобновление суда присяжных. Суд присяжных выступает в качестве средства разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее погрешить против справедливости, нежели против веления абстрактной нормы. Осуществление справедливости здесь возможно засчет таких преимуществ суда присяжных как более широкая коллегиальность, бесспорная независимость, меньший риск злоупотреблений и судебных ошибок, привнесение в сферу казенной юстиции житейского здравого смысла и народного правосознания, стимулирование состязательного процесса, способности испытывать правоту законов применительно к конкретному случаю[38]. Очень важным с точки зрения реализации идеи правосудия являются также реформа процессуальных форм предварительного следствия, судебного разбирательства по уголовным делам, ювенальной юстиции и т.д.

Признание высокой значимости социальной и моральной оценки существующих законов и повышение роли правосудия в правотворчестве имеет важное значение для реализации принципа соразмерности преступления (проступка) и наказания (взыскания), что связанно с традиционным для идеи справедливости стремлением к соответствию между деянием и воздаянием. По мнению авторов учебника “Общая теория права”, принцип соразмерности предполагает, что наказание не должно быть слишком жестоким, не должно противоречить принятом в данном обществе социальным ценностям; каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием, запретов не должно быть слишком много и они не должны сопровождаться слишком строгими санкциями. Здесь от справедливости судебного решения, от его моральной оправданности зависит его воспитательное воздействие. Это становится особенно актуальным в свете сформулированной в Концепциии судебной реформы задачи превращения юстиции из карательной в правоохранительную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как нам удалось выяснить понятие справедливости относится к самой сути феномена права в его “широком” понимании. Справедливость является важнейшим требованием к применению права, наряду с требованиями законности, обоснованности, целесообразности, истинности. Справедливое судебное решение предполагает точное выявление обстоятельств дела, правильную и всестороннюю оценку ситуации с учетом ее индивидуальных особенностей, верный выбор, истолкование и оценку соответствующей нормы (совокупности норм) права. Правовая система предполагает наличие некоторых способов правоприменения (например, аналогий), позволяющих судье, оставаясь в рамках закона, реализовать в выносимом им решении наибольшую меру справедливости. Для реализации идеи справедливости важным условием является высокий моральный облик судебного представителя.

Необходимым условием реализации справедливости (в ее современном понимании) в судебной практике является определенное состояние судоустройства. В нем должны найти свое воплощение принципы равенства, соразмерности, независимости, состязательности, гласности, чта связано с пониманием суда как специфически правоохранительного органа. Особенно актуальной возможно более полная реализация этих принципов является для российского судоустройства, находящегося в процессе реформирования советской правовой системы, где эти принципы были реализованы крайне ограниченно. Необходимость такого реформирования обусловлено значением правовых механизмов в процессе утверждения рыночной экономики, становления гражданского общества и социально правового государства, вхождения в мировое сообщество. Именно правовые институты, и, в частности, правосудие должны стать гарантом реализации в этих процессах принципов морали и справедливости.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1991.

2. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса. М., 1992.

3. Боннер А.Т.Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992.

4. Борохов Э.. Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове). М., 1998.

5. В.И.Даль Словаре живого великорусского языка. М., 1993.

6. В.М.Жуйков Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.,1997.

7. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.

8. Кони А.Ф. О праве необходимой обороны. М., 1996.

9. Концепция судебной реформы. М., 1992.

10.Латинская юридическая фразеология. М., 1979.

11.Нормативные материалы о судьях и суде присяжных. М., 1994.

12.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.

13.Общая теория права. под ред. А.С.Пиголкина.М., 1996.

14.Соловьев Э.Ю. Выступление на круглом столе “Право. Свобода. Демократия.”//Вопросы философии. - 1990. - №6.

15.Становление судебной власти в Российской Федерации. М., 1997.

16.Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970.

17.Юридический энциклопедический словарь. М., 1996.


[1] Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970, с.119.

[2] См. Латинская юридическая фразеология. М., 1979, с.76.

[3] См. В.И.Даль Словаре живого великорусского языка. М., 1993. т.3, с.96; т.4, с.44.

[4] Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970, с.119.

[5] См. Латинская юридическая фразеология. М., 1979, с.71.

[6] См. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977, с.35.

[7] См. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977, с.43.

[8] См. там же.

[9] См. Борохов. Э.Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове). М., 1998, с.537.

[10] См. Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970, с.120.

[11] См. Философская энциклопедия.в 5 т., т.5., М., 1970, с.120.

[12] Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса. М., 1992, с.10.

[13] См. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977, с.70.

[14] См. Борохов. Э.Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове). М., 1998, с.537.

[15] Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса. М., 1992, с.7.

[16] См.Соловьев Э.Ю. Выступление на круглом столе “Право. Свобода. Демократия.”//Вопросы философии. - 1990. - №6. - с.3.

[17] См. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов.(Мысль в слове). М., 1998, с.537.