Между верхушкой общества и зависимыми людьми, находилась основная масса населения — свободные крестьяне-общинники, жившие территориальными общинами. Община, являлась верховным собственником земли, которая не входила ни в царское, ни в храмовое хозяйства.
Судебная власть в пределах общины с древнейших времен находилась в руках властей, «старейших и именитых», и храмовые суды все больше теряют свое значение. Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленных клятвой, а лично «исследовать дело». И те, и другие, могли быть богатыми или бедными, обладать или не обладать рабами и т. п., но в правовом отношении между ними проводилось, различие. [7,222]
Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
Патриархальный характер рабовладения, обусловил признание за рабами ряда личных и имущественных прав. Рабы дворца и ушкенумов, могли вступать в брак со свободными женщинами, и дети от такого брака считались свободными; они могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество, половина которого после смерти раба переходила его жене для воспитания детей, а другая половина — господину раба (ст.ст. 175 — 176 законов Хаммурапи); рабыня, родившая детей от свободного человека, после его смерти получала вместе с детьми свободу, а если отец таких детей при жизни признал их своими, они имели право на наследование имущества отца наравне с его детьми, рожденными от официальной жены (ст.ст. 170 — 171). [1,30]
Власть вавилонских царей не была абсолютной. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью, особенно в крупных городах, и делать им значительные уступки. Ряд исторических документов показывает, что три священных города — Вавилон, Ниппур и Сиппар — добились от царя льготных грамот, ограничивающих произвол царской власти при арестах, конфискации имущества и вербовке солдат. Характерно, что с этими льготными грамотами должны были считаться впоследствии ассирийские цари, завоеватели Вавилона. Царь был верховным руководителем и религиозного культа. Его власть переходила по наследству. Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили также и земли храмов. Осуществляя верховное руководство ирригационным хозяйством и ирригационными работами, царь выступал как «объединяющее единое начало», стоящее над всеми мелкими общинами, как высший собственник, или единственный собственник» всей земли в государстве. В силу этого обстоятельства, «часть прибавочного труда общины принадлежит более высокой общине, существующей, в конечном счете, в виде одного лица, и этот прибавочный продукт дает о себе знать как в виде дани, так и в совместных работах для прославления единого начала — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, бога».
Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый в литературе нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т. п.
Судебная система. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался, правом помилования преступников.
Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума», которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а во втором — либо из членов общинного совета, либо
из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах, судебные функции осуществляли специальные «царские судьи», подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие: в соответствии с его инструкциями.
Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были: весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. [9,4]
Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного нам законодательства более раннего периода (древнешумерийские законы, законы Эшнуны и т. п.). В законах Хаммурапи не было еще разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл, для удобства пользования сборником расчленил текст на 282 статьи. В сборнике законов можно видеть известную группировку правовых норм. Так, ст.ст. 1 — 5 содержат положения процессуального характера, ст.ст. 6 — 126 посвящены регулированию имущественных отношений, ст.ст. 127 — 195 относятся к семейному и наследственному. праву, ст.ст. 196 — 214 предусматривают защиту личности, ст.ст. 215 — 282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Но такое деление условно, оно не фиксировано самим законодателем, а поэтому и сам сборник нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права (гражданское, уголовное и т. д.) [3.29]
Уровень развития законодательной техники в древневавилонском обществе был еще сравнительно низким. В законах Хаммурапи много очевидных пробелов, а также казуистических положений, представляющих собой запись отдельных случаев из судебной практики. Так, например, ст. 17 предусматривала вознаграждение за поимку беглого раба в степи, умалчивая, таким образом, о случаях, когда раб схвачен в городе или в каком ни будь другом месте.[1,31]
За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочерёдно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.
Заново на развалинах далёкого прошлого, правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. Речь идёт не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со времён Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах), для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.
В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твёрдо опирались на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижения на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20- 30 % годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счёт частных собственников. [3,40]
Законы Хаммурапи
Знаменитые законы Хаммурапи – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма чётко определявших права и обязанности населения. В частности, ограничивавших сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации статей нет). В которых нашли отражение различные и в большинстве, видимо, опиравшихся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых даёт представление о вавилонском обществе в. до н. э.
В судебнике не выделены чётко не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвящённых разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых при этом считались полноправными. На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало её детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей. [1,31]