Смекни!
smekni.com

Судебная экспертиза (стр. 6 из 23)

направляя на экспертизу соскобы лакокрасочных материа­лов, отдельные окрашенные предметы, одежду и т.д. с наслое­нием краски, каждый предмет герметично упаковывается в плотную белую бумагу либо полиэтиленовые пакеты.

ник происхождения;

9. Является ли данный след (наслоение) НП, ГСМ частью данного объема вещества?

Подготовка материалов к назначению судебной эксперти­зы нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов имеет ряд особенностей.

В постановлении о назначении экспертизы указываются све­дения об условиях хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации, способах обнаружения и изъятия объектов.

Предметы, на которых предполагается наличие нефтепро­дуктов, необходимо упаковывать в герметичные емкости жид­кости и вязкие вещества — в сухие стеклянные емкости с при­тертыми крышками. Образцы следует хранить в прохладном темном месте.

Пробы бензина отбираются по 200 мл. каждого образца. Если отбираются образцы бензина, качество которого вызы­вает сомнение, следует получить контрольный образец бензи­на данной марки и партии, хранившийся на нефтебазе в тече­ние 45 суток, а на автозаправочных станциях — не менее суток. К контрольному образцу приобщается паспорт с указанием ос­новных характеристик бензина.

Следы НП и ГСМ на предметах изымают чистыми марлевы­ми тампонами и герметично упаковывают. Если следы изъяты с почвы, асфальта и др., одновременно изымаются его образцы.

(групповую) принадлежность?

5. Принадлежат ли почвенные вещества, имеющиеся на пред­метах-носителях, месту происшествия либо другому участку местности, связанному с расследуемым событием (указать гра­ницы участка)?

Подготовка материалов для назначения судебной почвовед­ческой экспертизы имеет ряд особенностей.

В постановлении о назначении экспертизы следует приво­дить сведения, касающиеся участка местности (обработка ядо­химикатами, посев определенных культур, метеоусловия в мо­мент криминального события и др.), а также предметов-носи­телей (длительность ношения обуви, ее чистка и мытье и др.).

Наслоения почвы предоставляются непосредственно на предметах-носителях (одежде, обуви, орудии преступления), при этом упаковка вещественных доказательств должна обес­печить сохранность локализации наслоений на объектах-но­сителях.

Образцы почвы изымаются с поверхности участка до глу­бины, определяемой исходя из предполагаемого уровня про­никновения предмета-носителя в почву с учетом метеоусловий в момент совершения преступления. Вес одного образца должен составлять 100—200 гр. В случае влажности образцов их следует просушить при комнатной температуре.

Сравнительные образцы должны быть изъяты в количест­ве, достаточно полно отражающем особенности исследуемого участка (как правило, требуется не менее 5 образцов).

Место изъятия каждого конкретного образца следует за­фиксировать на план-схеме.

о месте совершения преступления, в том числе характерис­тике материальной среды;

предполагаемом способе и механизме совершения преступ­ления с указанием маршрута движения, преодоления препят­ствий, совершения при этом каких-либо действий;

о метеоусловиях в момент совершения действий;

о времени изъятия одежды потерпевшего и подозреваемого;

об условиях нахождения одежды потерпевшего и подозре­ваемого в идентификационный период (с момента совершения преступления до момента направления на экспертизу).

В постановлении не следует формулировать вопросы о фак­те контактного взаимодействия:

в отношении лиц, находившихся в контакте до времени со­вершения преступления;

в отношении предметов одежды, находившихся после кри­минального события в эксплуатации, подвергавшихся стирке, чистке;

неполных комплектов одежды;

однородных по цвету и составу предметов одежды;

срезов ногтей и предметов одежды;

предметов одежды и изделий из белого хлопка.

Для производства экспертизы, помимо вещественных до­казательств следует предоставлять материалы дела: протоколы осмотра места происшествия и схемы, содержащие данные об обнаружении, фиксации, изъятии объектов экспертного иссле­дования; протоколы осмотра и изъятия вещественных дока­зательств с отражением данных о времени изъятия, о наличии локализации и внешних признаках микроследов, образованных волокнами, о свойствах самих предметов-носителей; протоко­лы допросов, содержащие информацию о происхождении, экс­плуатации, хранении объектов; заключения судебно-медицин-ской экспертизы.

В случаях представления на экспертизу самих микроо­бъектов, изъятие которых должно производиться только спе­циалистами, требуется указать их точное расположение на объекте-носителе (общую топографию, локализацию); способ фиксации, методы изъятия микрообъектов.

5. МЕТОДИКИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспертное исследование — сложный творческий процесс, в котором реализуется знание достижений науки и техники, владение современными эффективными методами исследова­ния, умение эксперта.

Характерным признаком каждого рода и вида судебных экс­пертиз является соответствующая методика экспертного иссле­дования.

Методика экспертного исследования —.система методов, приемов и технических средств, предназначенных для изуче­ния объектов экспертизы с целью установления фактических


данных, относящихся к предмету рода, вида экспертизы. Спе­цифика предмета и объектов судебной экспертизы обуславли­вает и специфику ее методики.

Всякая методика — комплекс методов, которые реализуют­ся упорядочение, в определенной логической последователь­ности. Методы, используемые в судебной экспертизе, в боль­шинстве своем заимствованы из естественных и технических наук и трансформированы в соответствии со спецификой задач и объектов экспертизы. Они могут существенно отличаться от общенаучных по форме реализации — приемам, техническому оборудованию.

Далеко не всякое научно-техническое средство и метод мо­гут быть рекомендованы для целей судебной экспертизы. К ним предъявляется ряд требований, определенных прежде всего про­цессуальным законом: экспертной практике могут быть реко­мендованы только научно-обоснованные, апробированные ме­тоды и средства; результаты их применения должны быть оче­видны и наглядны для всех участников процесса, применение методов и средств не должно унижать честь и достоинство граж­дан, нарушать морально-этические нормы [9].

Указанное положение применительно ко всем научно-тех­ническим средствам, используемым в процессе доказывания, нашло отражение в ст. 129 УПК РК.

Следует особо отметить такую специфику методов судебной экспертизы, как требование максимальной сохранности объ­ектов, обусловленное их уникальностью.

Экспертному познанию присущи упорядоченность, систем­ность методов, что реализуется в экспертных методиках, стади­ях экспертного исследования.

В процессе назначения экспертизы важно учитывать уров­ни разработки методов различных классов, родов и видов экс­пертизы, для чего представляется целесообразным проведение предварительных консультаций о возможностях экспертного исследования.

Поскольку судебная экспертиза является сферой научно-практической деятельности, факторами, определяющими необ­ходимость создания новых и модификацию имеющихся мето­дик экспертного исследования, служат как экспертная практи­ка, так и практика судопроизводства в целом.

Основным источником формирования новых методик явля­ются специальные научные разработки, обусловленные необ­ходимостью решения актуальных экспертных задач, находящие отражение в программах научных исследований судебно-экс-пертных учреждений.

Следует указать также имеющее значительно меньшее рас­пространение, но специфичное именно для криминалистики направление внедрения научно-технических средств, в соответ­ствии с которым криминалист, получив информацию о новых достижениях "внешней" науки, реализует возможность исполь­зования данного научного решения (метода, прибора) для це­лей экспертизы. А.И.Винберг, детально исследовавший жизнь и деятельность выдающегося криминалиста Е.Ф. Буринского, отмечает, что указанная закономерность была впервые научно охарактеризована последним, и называет ее принципом транс­формации [10]. Подобным образом, например, был создан ком­плекс методик, предусматривающих использование оптических квантовых генераторов, применимых для исследования целого ряда объектов.

Поскольку развитие судебной экспертизы предполагает не только создание возможностей решения новых задач, но и оп­тимизацию решения ранее известных, имеющиеся методики экспертного исследования должны постоянно обновляться за счет использования новых и модифицированных методов ис­следования.

Так как основой создания и модификации методик судеб­ной экспертизы являются методы экспертного исследования, представляется целесообразным остановиться на вопросах ме-тодного обеспечения экспертной практики. Внедрение нового метода оправдано, если он имеет преимущество в сравнении с существующим в характере и объеме информации об исследуе­мом объекте, а также в плане временных и материальных за­трат.

Обогащение судебной экспертизы новыми методами пред­усматривает несколько вариантов. Поскольку при исследова­нии вещественных доказательств нередко возникают про­блемные ситуации, аналогичные имеющим место в других на­уках, вне связи с судопроизводством, в экспертную практику широко внедряются методы, разработанные для решения иных научных задач. Речь идет, например, об определении химичес­кого состава неизвестного вещества, производящегося анали­тическими методами, используемыми также в химии, геологии, ряде других областей научного знания. В таких случаях при внедрении метода в экспертную практику техника его реализа­ции остается в научном плане практически неизменной, одна­ко, вследствие своеобразия задач и специфичности объектов экспертизы, метод приобретает качественно новые формы и процедуру реализации.