Если ходатайство касается обстоятельств, которые могут иметь значение для правильного расследования и разрешения дела, оно обязательно должно быть удовлетворено (ст. ст. 131, 204, 276 УПК РСФСР). Пленум Верховного Суда СССР указал на то, что обоснованные ходатайства подсудимых и их защитников не должны оставаться без удовлетворения, что по существу лишает подсудимого права на защиту.
Немотивированный отказ в заявленном ходатайстве, а тем более оставление ходатайства без рассмотрения являются существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Приговор подлежит отмене, если по заявленному ходатайству суд решения «не принимал, ущемив тем самым право подсудимого на защиту». Такой вывод следует независимо от того, в какой стадии заявлялось ходатайство. Например, по окончании предварительного расследования обвиняемый ходатайствовал об участии в суде защитника. Однако в стадии предания суду и в судебном заседании ходатайство рассмотрено не было. Поскольку право обвиняемого на защиту оказалось нарушенным, Верховный Суд РСФСР приговор и все последующие решения отменил и направил дело на новое рассмотрение со стадии предания суду.
Ходатайства в стадии предания суду.
В этой стадии правом возбуждать ходатайства пользуются не только обвиняемый, потерпевший, но и их законные представители, защитники, прокурор, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. В статье 223 УПК РСФСР говорится о рассмотрении ходатайств «Лиц и организаций», т.е. как участников процесса, так и любых граждан, государственных и общественных организаций. Адвокат к своему ходатайству должен приобщить ордер.
При предании обвиняемого суду надлежит не только рассматривать имеющиеся ходатайства, но и уведомлять об их разрешении заявителей (ст. 223 УПК РСФСР). Если ходатайство поступило после предания обвиняемого суду, оно может быть дополнительно рассмотрено судьей или судом в зависимости от содержания ходатайства и от того, единолично или коллегиально обвиняемый был предан суду. Чаще же ходатайства, поступившие после предания обвиняемого суду, но до начала судебного разбирательства, разрешаются в подготовительной части судебного заседания. В целях обеспечения быстрейшего разрешения таких ходатайств, председательствующий может до этого совершить определенные подготовительные действия (запросить справки, характеристики, иные документы и т.п.).
В уголовном процессе каждая последующая стадия является контрольной по отношению к предыдущей. В полной мере это относится к стадии предания обвиняемого суду. В своих руководящих постановлениях Пленум Верховного Суда СССР неоднократно указывал: «Суды обязаны проверять, соблюдено ли при производстве дознания, или предварительного следствия право обвиняемого на защиту. При установлении нарушения этого права суду следует вынести определение о возвращении дела для дополнительного расследования. Подготавливая дело к слушанию судья или суд должны обеспечить подсудимому осуществление его права на защиту в процессе судебного разбирательства»; «в случае необоснованного отклонения следователем ходатайств обвиняемого или его защитника о выяснении обстоятельств, имеющих важное значение для дела, и если неполнота расследования не может быть восполнена в судебном заседании, суду надлежит обсудить вопрос о направлении дела на дополнительное расследование»; «если разрешение вопросов, поставленных в отклоненном следователем ходатайстве, будет способствовать всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, судья или суд при предании обвиняемого суду могут истребовать дополнительные доказательства, о которых было заявлено в названном ходатайстве».
По выводу Пленума: «В целях обеспечения обвиняемому права на защиту в стадии предания суду надлежит в необходимых случаях вызывать обвиняемых и их защитников для дачи объяснений по ходатайствам, заявленным как суду, так и отклоненных в ходе расследования»
5.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЗАЩИТНИКОМ
Право представлять доказательства осуществляется защитником, прежде всего путем заявления ходатайств, участия в процессуальных действиях. Кроме того, согласно ст. 6 закона «Об адвокатуре в СССР», адвокат вправе запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии. Истребуемые материалы могут характеризовать не только личность и состояние здоровья обвиняемого, но и иметь непосредственное отношение к существу предъявленного ему обвинения (копии накладных, квитанций, договоров, приказов и инструкций, справки о наличии этих документов в делах организации и т.п.). Справки и характеристики могут истребоваться не только в отношении обвиняемого, но и других лиц, если это необходимо для опровержения обстоятельств, направленных против подзащитного.
Адвокат вправе запрашивать и научные учреждения. Их ответы не заменяют заключения экспертов, но могут быть использованы для оспаривания обвинительной версии, для обоснования ходатайства защитника о назначении экспертизы или для опровержения выводов проведенной экспертизы.
Защитник имеет также право представить следователю и суду документы и предметы, полученные от обвиняемого и его близких. Иногда адвокаты прилагают к составленным ими жалобам письма граждан. Например, Б. отрицал обвинение и показывал о своем пребывании во время совершения преступления в общежитии техникума, что могли подтвердить учащиеся и преподаватели. Народный суд отклонил ходатайство о вызове и допросе названных подсудимым лиц. В связи с этим защитник приложил к кассационной жалобе письмо преподавателей техникума, в котором они утверждали о непричастности Б. к краже и его пребывании с ними, когда было совершено преступление. Кассационная инстанция отменила приговор, и впоследствии дело в отношении Б. было прекращено.
В отдельных делах существенное значение для защиты могут иметь фотоснимки, план места происшествия или другого объекта, подлежащего исследованию судом. Защитник может осмотреть это место (объект) и составить план или схему, произвести фотосъемку, если такие действия не нарушают чьи-либо интересы.
Представляя имеющиеся материалы, защитник должен указать в своем ходатайстве (жалобе), от кого получены эти материалы и в подтверждение каких обстоятельств они необходимы.
Верно указывается, что «все дополнительные материалы приобщаются к делу и оцениваются судом второй инстанции в пределах его компетенции». Это относится и к другим стадиям процесса. Для обеспечения права защитника представлять доказательства и для их оценки таковые нужно приобщить к делу. Об этом свидетельствует требование, обращенное к следователю и суду, указать отвергнутые ими доказательства (ст.ст. 205, 314 УПК РСФСР). Иначе проверить правильность оценки, произведенной следователем или судом, вряд ли возможно
Право защитника представлять доказательства предусмотрено ст. 70 УПК РСФСР. В ст.51 УПК РСФСР уточняется, что предоставлять доказательства защитник вправе с момента допущения к участию в деле.
6.ЗАЯВЛЕНИЕ ОТВОДОВ.
Заявлять отводы защитник вправе с момента его допущения к участию в деле. Таким образом, отвод может быть заявлен на предварительном следствии и на всех последующих стадиях процесса, в которых защитник участвует.
В стадии судебного разбирательства отвод должен быть заявлен до начала судебного следствия. Позднейшее заявление отвода допускается лишь в случаях, когда основание для него стало известным лицу, заявившему отвод, после начала судебного следствия (ст. 61 УПК РСФСР).
Прежде чем заявить отвод, участник процесса может просить отводимого сообщить о себе некоторые сведения. Например, защитник может выяснить, когда и кем назначен на должность прокурор или избран судья, народный заседатель и не истек ли срок их полномочий. Защитник вправе узнать, каковы образование, область специализации и стаж работы по специальности у эксперта, чем подтверждается владение переводчика языком и т.п.
Заявление об отводе можно сделать в устной и письменной форме. Заявление обязательно заносится в протокол (ст.ст. 102, 264 УПК РСФСР). Письменное заявление, кроме того, приобщается к делу. Протокол, письменное заявление, определение суда, которым разрешен отвод, являются процессуальными документами, и их не разрешается изымать из дела. Равным образом нельзя изъять из дела объяснения следователя и прокурора по заявленному отводу и постановление прокурора, которым разрешен отвод.
Определение об отводе выносится судом в совещательной комнате и излагается в виде отдельного документа (ст. 261 УПК РСФСР). Такой порядок обеспечивает судьям возможность спокойно, без постороннего воздействия, всесторонне обсудить заявление об отводе и принять по этому важнейшему вопросу мотивированное определение. Например, Верховный Суд РСФСР указал: «Суд, как видно из протокола судебного заседания, не удаляясь в совещательную комнату, отказал в заявленном ходатайстве об отводе прокурора, считая, что доводы подсудимых несостоятельны и поэтому не могут являться основанием к отводу. Судом в данном случае допущена существенная ошибка. Заявленный прокурору отвод должен разрешаться судьями в отсутствие прокурора, чего сделано не было. Вынесение подобного определения в обстановке, препятствующей предварительному, всестороннему обсуждению составом суда решения по существу, не обеспечивало соблюдения требований закона и способствовало вынесению поспешного и совершенно немотивированного определения» (Сборник постановлений Пленума и определений Коллегий Верховного Суда СССР по вопросам уголовного процесса, с.165)