Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 47 из 62)

соблюдении всех необходимых для конкретного случая правил, закрепленных в нормативном акте, регулирующем данный вид служебных обязанностей, деятельности или общественного долга;

причинении вреда значительно менее важным интересам, чем те, которые бы пострадали при невыполнении профессиональной функции или иной другой юридической обязанности.

Фактически в ч. 4 комментируемой статьи закреплено такое обстоя­тельство, исключающее преступность деяния, как выполнение должност­ных обязанностей или общественного долга.

Термин выполнение служебных обязанностей определяет основное предназначение и характер профессиональной деятельности, для реализа­ции которой лицо наделено определенной компетенцией. Общественный долг связан, как правило, лишь с выполнением определенных действий. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 де­кабря 1992 г. «О судебной практике по делам об умышленных убийствах» указывается, что выполнение служебной деятельности нельзя сводить лишь к реализации полномочий должностного лица. Это деятельность любого лица, входящая в круг его служебных обязанностей, которые вытекают из трудового договора с государственными, муниципальными и иными (него­сударственными) зарегистрированными в установленном порядке пред­приятиями и организациями, деятельность которых не противоречит дей­ствующему законодательству. Здесь оговаривалось, что выполнение обще­ственного долга — это осуществление гражданами как специально возложенных на них общественных обязанностей, так и совершение других действий в интересах общества или отдельных лиц (пресечение правона­рушений, сообщение органам власти о подготавливаемом или совершаемом преступлении и т. п.)

Наряду с этим следует иметь в виду, что в Особенной части УК РФ со­держится система норм, закрепляющих условия, при которых причинение вреда в ходе выполнения должностных обязанностей и служебного долга признается правомерным. В уголовном законе эти нормы объединены в институт деятельного раскаяния. В ст. 75 УК РФ определены общие усло­вия, при которых лицо, хотя и совершившее деяние, имеющие все признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности. В ней указано, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой тя­жести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствова­ло раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления. В случае совершения преступления иной категории оно может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотрен­ных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. В числе таких случаев следует назвать, в частности, положения примечания к ст. 126 УК РФ о том, что лицо, добровольно освободившее похищенного, осво­бождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. В примечании к ст. 204 УК РФ закреп­лено положение о том, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскры­тию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц,ихсовершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Обязательным условием эффективного применения этих и других по­ложений законодательства, признающим причинение вреда правомерным, выступает неукоснительное соблюдение всех условий правомерности, в числе которых прежде следует назвать причинение вреда только как вы­нужденную, крайнюю меры.

10. Самостоятельным видом правовой защиты должностных лиц орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правомерно считать предоставленное Федеральным законом этим органам право обес­печивать собственную безопасность (см. комментарий к ст. 7). Такое право конкретизируется в законах, регламентирующих деятельность соответ­ствующих органов исполнительной власти с учетом особенностей,, обус­ловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Так, согласно Федеральному закону об органах федеральной службы безопасности эти органы имеют право осуществлять меры по обеспечению собственной без­опасности, в том числе по предотвращению проникновения спецслужб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федераль­ной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тай­ну (см. п. «т» ст. 13). В органах внутренних дед, ФСБ России, ФСНП Рос­сии, таможенных органах и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в устано­вленном порядке специальные подразделения. Эти подразделения призва­ны не только обеспечивать законную и эффективную работу органа, осу­ществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и защищать жизнь, здоровье и имущество должностных лиц этих органов, а также их близких в случаях, когда на них совершается посягательство, с цепью воспрепят­ствовать законной деятельности соответствующих должностных лиц либо принудить их к изменению ее характера либо из мести за эту деятельность.

II. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в органи­зованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов в соответствии 6 по­становлением Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 (с последующими изменениями) и ведомственными норма­тивными актами на основании мотивированного постановления руководи­теля органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, под­лежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях — один месяц службы за два месяца.

Глава IY. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава IV предназначена систематизировать нормативные предписа­ния, регламентирующие деятельность той части субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые «содействуют» ее осуществлению (см. комментарий к гл. III).

Сравнительный анализ ее структуры со структурой аналогичного раз­дела действовавшего ранее оперативно-розыскного закона (см. разд. IV) приводит к выводу, что она не претерпела каких-либо изменений. Вместе с тем такие изменения целесообразны. Как представляется, они внесли бы большую ясность в изложение нормативно-правового материала. Продук­тивной видится конструирование структуры данной главы, в которой со­держались бы правила деятельности двух групп субъектов оперативно-розыскной деятельности: о лицах, привлекаемых к участию в этой деятель­ности на конфиденциальной и гласной основах (включая предписания об основаниях, условиях и порядке привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности, их обязанностях и правах), и о лицах, содей­ствующих осуществлению оперативно-розыскной деятельности (речь идет о регламентации правил помощи, оказываемой заявителем, специалистом, экспертом и переводчиком).

С т а т ь я 17. Содействие граждан органам, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность

(1) Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их жела­нию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны со­хранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, мо­гут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами не­зависимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, долж­ностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убежде­нии.

(3) Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту де­путатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

1. Статья заменила собой ст. 15 ранее действовавшего Закона об опера­тивно-розыскной деятельности. В ней сохранены прежние структура и со­держание. Предписаниями данной статьи признается общественная значи­мость и государственная необходимость привлечения граждан к сотрудничеству на гласной и конспиративной основе для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

2.Цель статьи — системное изложение требований и предписаний, устанавливающих общий порядок привлечения граждан к содействию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

3.Отдельные положения статьи носят отсылочный характер. Для пра­вильной их реализации правоприменители должны знать требования кон­кретных нормативных правовых актов (включая закрытые подзаконные).

4. В комментируемой статье закреплены общие положения о со­действии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея­тельность. Фиксация на уровне закона этих положений — важный шаг в нормотворческой деятельности по сравнению с практикой прошлого, ког­да привлечение граждан к конфиденциальному сотрудничеству осу­ществлялось на основе закрытых нормативных актов органов исполни­тельной власти.