Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 59 из 62)

9. Законодательне предусматривает передачи полномочий по ведом­ственному контролю нижестоящим руководителям, непосредственно руко­водящим оперативными сотрудниками. Руководители оперативных под­разделений несут персональную ответственность за состояние оперативно-розыскной деятельности на конкретном направлении (участке) работы. Однако они не являются субъектами ведомственного контроля. Перечень руководителей, имеющих право санкционировать проведение оперативно-розыскных мероприятий, определяется ведомственными нормативными актами в зависимости от их характера и степени сложности при организа­ционном обеспечении. На практике санкционирование мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, проводит, как правило, первый заместитель руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Однако это не снимает ответственности с руко­водителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

10. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с разрешения и под контролем руководителя органа, осуществляющего оперативно-ро­зыскную деятельность, при наличии к тому оснований. Контроль ведется путем утверждения постановлений и планов мероприятий в установленные министерствами и ведомствами нормативные сроки. При установлении фактов нарушений законности, правил конспирации, нарушении прав и свобод граждан в процессе конфиденциального сотрудничества руководи­тель органа обязан принять соответствующие мерыких восстановлению, возмещению причиненного ущерба и привлечь к ответственности наруши­телей.

Должностные лица, допустившие нарушение законности в ходе орга­низации и проведения оперативно-розыскных мероприятий, несут ответ­ственность в зависимости от тяжести совершенных действий и наступив­ших при этом последствий с учетом их правового положения.

11. О соблюдении законности при организации и проведении оператив­но-розыскных мероприятий см. комментарий к ст. 3, а об оперативно-розыскных мероприятиях —к ст 6.

С т а т ь я 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

(1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официаль­ного опубликования.

(2) Приз ноя» у тратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депу­татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, Ли 17, ст. 892; Ли 33, ст. 1912).

(3) Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Прави­тельству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

1. Комментируемая статья является новой. В ней изложен один из ви­дов специализированной нормы — так называемое оперативное предписа­ние, роль которого заключается, в частности, в отмене действующих пра­вовых норм. Наличие данной статьи в законе отражает изменения во взглядах законодателя на характер нормативно-правового механизма вступления в силу законодательных актов на федеральном уровне, а также на форму и место фиксации его предписаний (как правило, ранее нормы о вступлении в силу какого-либо закона излагались в соответствующем по­становлении Верховного Совета Российской Федерации).

2.Цель статьи — определить пределы действия норм Федерального закона во времени, а также выразить волю законодателя относительно не­обходимости приведения подзаконных актов в соответствии с предписа­ниями Федерального закона.

3. Так как многие из изложенных в статье предписаний недостаточно нормативно определены (см. пп. 5, 7, 9 и 10 настоящего комментария), пре­делы их действия можно установить только исходя из неофициального (научного)толкования.

4.Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Дляуяснения ее содержания и правильного применения изложенных в ней предписаний требуется руководствоваться рядомнормативных правовых актов (см.пп. 6, 8—10 комментария к настоящей статье).

5. Одним из элементов системы гарантий законности при осуществле­нии оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к преамбуле) является закрепление правил о действии законодательства в области опе­ративно-розыскной деятельности во времени. Однако Федеральный закон в данном отношении не служит образцом для подражания. В частности, в нем не содержится конкретных предписаний о времени действия его норм (включая обратную силу действия). В данной связи правила ч. 2 комменти­руемой статьи позволяют толковатьих как отказ законодателя от юриди­ческой значимости всех осуществленных ранее оперативно-розыскных ме­роприятий и принятых в ходе оперативно-розыскной деятельности решений (в частности, под сомнение поставлена правомерность ранее при­нятых решений о заведении дел оперативного учета).

Кроме того, буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи приводит к выводу о том, что продлевается действие только подза­конных нормативных актов федерального уровня (причем на неопределен­ное время). О «судьбе» же ранее принятых ведомственных нормативных актов в области оперативно-розыскной деятельности законодатель умал­чивает. Это также не способствует укреплению «системы гарантий закон­ности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (см. пре­амбулу).

6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официаль­ного опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (см. ст. б).

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании за­конодательства Российской Федерации» (см. ст. 4). Следовательно, Феде­ральный закон вступил в силу со дня его опубликования в «Российской га­зете» (18 августа 1995 г.). Этот способ вступления его в действие непосредственно указан в ч. 1 комментируемой статьи.

Кроме того, с учетом наличия в Федеральном законе значительного числа бланкетных норм (см. п. 7 комментария к ст. 4) правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзакон­ный), к содержанию которого отсылает та или иная статья Федерального закона. Например, согласно ч. 9 ст. 5 предусмотрено, что нарушения Феде­рального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении оперативных сотрудников (т.е. должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность). В свою очередь в ст. 320 нового УК РФ разглашение сведений о ме­рах безопасности в отношении указанных лиц (при определенных обстоя­тельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный закон вступил в силу только с 1 января 1996 г. Следовательно, реализация уголовно-правовой ответственности (применительно к рассмотренному примеру), предусмотренная Федеральным законом, реальна не ранее вступления в силу УК РФ.

В данной связи следует помнить также следующее. Во-первых, порядок официального опубликования иных, кроме законов, федеральных норма­тивных правовых актов установлен указом Президента Российской Феде­рации от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»'. Во-вторых, специальный порядок установлен для применения ведомственных нормативных актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (см. п. 7 комментария к ст. 4).

7. Действие норм Федерального закона во времениимеет важное практическое значение. Представляется, что характер и содержание проводи­мых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами Федерального закона, действующими во время совершения конкретных оперативно-розыскных действий и принятия соответствующих решений.

Кроме того, следует руководствоваться следующим общим правилом. Во-первых, нормы Федерального закона (равно как и содержащиеся в иных нормативных актах, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности), предписания которых сужают область осуществления оперативно-розыскной деятельности, имеют обратную силу. Во-вторых, нормы Федерального закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым может осуществляться опера­тивно-розыскная деятельность), обратной силы не имеют. Например, Фе­деральным законом по сравнению с ранее действовавшим Оперативно-розыскным законом расширен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 13 проводить опе­ративно-розыскные мероприятия теперь вправе оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России и органа внешней разведки ФАПСИ при Президенте России. В данном случае оперативно-розыскная деятельность указанных субъектов считается законной и обос­нованной с 18 августа 1995 г., т.е. с момента вступления в силу Федерального закона.

8. С учетом предписаний ч. 2 комментируемой статьи об утрате силы со дня введения в действие настоящего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» правоприменители (в частности, оперативные сотрудники органов безопасности и таможенных органов) должны учитывать следующее: