Смекни!
smekni.com

Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности (стр. 1 из 62)

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349)

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Феде­рации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оператив­но-розыскных мероприятий.

1. В преамбуле rаетbи1иs предшествующий, лат.) Федерального закона в сжатом, концентрированном виде указано на его предназначение и характер, далее раскрываемые в самом тексте. Так, настоящий Федераль­ный закон определяет: содержание оперативно-розыскной деятельности че­рез цели и задачи этой деятельности (см. комментарий к ст. ст. I и 2); обя­занности, права и ответственность государственных органов, ее осуществляющих (см. комментарий к ст.ст. 14, 15 и 5); через определение оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. комментарий к ст.ст. 7 и 8); использование результатов оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. II) и др.

2. Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы дей­ствия Федерального закона в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Федеральный закон полностью применяется на всей территории Российской Федерации (включая территорию всех составляю­щих ее субъектов).

В соответствии со ст.ст. 1 и 5 Закона Российской Федерации «О Госу­дарственной границе Российской Федерации» (в ред. от 29 ноября 1996 г.) территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, воды, недра и воздушное пространство[1]. В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами океана, к рос­сийской территории относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на мате­рике, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от

прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Перечень географических координат таких точек с указанием их основных геодези­ческих данных утверждается Правительством Российской Федерации и пу­бликуется в «Извещениях мореплавателям».

Территорией Российской Федерации считаются гражданские судна в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под фла­гом или с опознавательным знаком Российской Федерации, не находя­щиеся на территории другого суверенного государства или же не проле­тающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие под флагом Российской Федерации, а также военные летательные аппараты (воздушные судна) являются территорией Российской Федерации вне зави­симости от того, где они находятся.

Однако следует помнить, что территории посольств и консульств Рос­сии в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики СССР) территорией Российской Федерации не являются. Вместе с тем рос­сийские представительства за рубежом обладают правовым иммунитетом территории. Это означает, что без разрешения соответствующих долж­ностных лиц дипломатического представительства (как правило, руково­дителя) входить на территорию представительства кому-либо (включая официальных представителей государства пребывания) нельзя.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в преде­лах территориальных вод или воздушного пространства Российской Феде­рации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Следовательно, для реализации цели оперативно-розыскной деятельности (см.ст.1) нормы Федерального закона применяются и в указанных средах.

Федеральный закон применяется также в исключительной экономи­ческой зоне и на пространстве континентального шельфа России. Исклю­чительная экономическая зона России устанавливается в морских аквато­риях, находящихся вне пределов территориальных вод России и прилегающим к ним, включая районы вокруг принадлежащих России ост­ровов. Внешняя граница данной зоны расположена на расстоянии 200 мор­ских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориаль­ные воды России.

Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных бо­гатств (полезных ископаемых) континентального шельфа Российской Фе­дерации промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией России[2]. Возникающие в связи с исследованиями, разведкой, разработкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе Российской Федерации правоотношения регулируются, согласно п. «н» ст. 71 Конституции, федеральным законодательством.

На практике иногда путают понятие территории Российской Федера­ции с понятием таможенной территории Российской Федерации. Онине тождественны. Таможенная территория Российской Федерации есть сухо­путная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусствен­ные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федера­ция обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного де­ла (см. ст. 3 Таможенного кодекса).

3. Кроме непосредственно указанного в преамбуле Федерального зако­на территориального принципа действия оперативно-розыскного закона в пространстве, следует знать еще о трех принципах его действия в про­странстве — гражданства, универсальном и реальном принципах. Их учет в оперативно-розыскной деятельности вытекает из требований статьи 1 Федерального закона о необходимости достижения цели оперативно-розыскной деятельности — защите соответствующих субъектов от пре­ступных посягательств (см. п. 13 комментария к ст. 1) и основывается на положениях ст.ст. 12 и 13 УК РФ.

Принцип гражданства действия оперативно-розыскного закона в про­странстве. Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ «Действие уголовного закона в от­ношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Феде­рации» граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Феде­рации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (при наличии ряда условий, предусмотренных уголовным законом).

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоци­рующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совер­шенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответ­ственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 12 УКРФ).

Реальность исполнения данных предписаний законодателя во многом зависит от принятия соответствующих мер оперативно-розыскного харак­тера. Поэтому осуществление оперативно-розыскных мероприятий в от­ношении указанных в ст. 12 УК РФ лиц в связи с совершением преступле­ний за пределами Российской Федерации в перечисленных законодателем случаях выглядит достаточно обоснованным.

Универсальный принцип действия оперативно-розыскного закона в про­странстве. В соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Россий­ской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Фе­дерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Феде­рации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привле­каются к уголовной ответственности на территории Российской Федера­ции.

Эффективность борьбы с международными преступлениями и с пре­ступлениями международного характера зависитне только от принятия различными государствами совместных уголовно-правовых мер (например, принятия конвенций о борьбе с распространением наркотиче­ских средств), но также от совместных мер в области оперативно-розыскной деятельности. Так, Российская Федерация заключила ряд дву-

сторонних соглашений по пограничным вопросам с отдельными сопре­дельными государствами. Одним из пунктов данных соглашений является, как правило, распространение действия российского оперативно-розыскного закона (в определенных пределах) на территорию соответ­ствующего государства (см. л. 7 комментария к ст. 4). В частности, в ст. 5 Соглашения между Россией и Республикой Кыргызстан от 9 октября 1992 г. «О статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Кыргызстан» предусмотрено, что в интересах охраны государственной границы Республики Кыргызстан с Китаем Груп­па Пограничных войск Российской Федерации в Республике Кыргызстан во взаимодействии с Государственным Комитетом по национальной без­опасности и другими правоохранительными органами Республики Кыр­гызстан ведет оперативную и розыскную работу, дознание по делам о на­рушении государственной границы. Причем этим Соглашением предусмотрено, что только неотложные следственные действия осу­ществляются в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. Следовательно, оперативно-розыскная деятельность проводится по прави­лам российского законодательства в области оперативно-розыскной дея­тельности.

Реальный принцип действия оперативно-розыскного закона в про­странстве. Он заключается в том, что оперативно-розыскная работа в от­ношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации и совершивших преступление вне пре­делов Российской Федерации, возможна только при условии привлечения их к уголовной ответственности по российскому уголовному закону (в слу­чаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 УК РФ).