Смекни!
smekni.com

Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока (стр. 10 из 17)

ГЛАВА 3. Особенности употребления сакральной лексики

в лирике А.Блока.

Среди специфических лексических средств, используемых Блоком для выражения своих взглядов, особое место занимает пласт сакральной лексики. Своеобразное употребление церковной лексики связано с тем приращением смысла, которое происходит в контексте стихотворений. Рассмотрим пласт сакральной лексики, распадающейся на несколько разрядов:

1) Ангелы и их виды;

2) отвлеченная лексика;

3) церковные принадлежности и помещения;

4) библейские имена;

5) церковные праздники.

При анализе сакральной лексики, нам важно будет определить, какое значение приобретают слова за счет контекста.

§1. Понятие «ангел» в лирике А.Блока (его значение, способы

включения в художественную ткань текста).

АНГЕЛ

Рассмотрим первую группу слов: Ангелы и их разновидности.

Ангел (Бытие16: 7-14) Это слово на греческом и еврейском языке значит «вестник». Слово «ангел» часто применяется и к людям. (Лука 7:24; 9:52).Употребляемое в общем смысле, оно выражает собой понятие о духовных существах. Через них Господь являет свою волю, и делает их ее исполнителями. Церковь приняла ветхозаветное понятие об ангелах. Они существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны или могут иметь некое эфирное тело; если принимают видимую форму, – это случайная форма, а не постоянное бытие. Для ангелов не существует пространственных границ.

В словаре С.И.Ожегова дается несколько определений.

1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям.

2. О человеке как воплощении красоты, доброты.

3. Обычно в сочетании с местоимениями «мой», «наш» - ласковое обращение (7. 24).

Посмотрим, какие из значений нашли отражение в лирике Блока. В большинстве случаев поэт употребляет слово «ангел» в его прямом значении: «бестелесное существо, служитель Бога, исполнитель его воли, посланец Бога к людям». Лишь только в стихотворениях «На Пасхе» и «Унижение» слово «ангел» выступает как ласковое обращение к женщине

Ангел мой, барышня,

Что же ты смеешься,

Ангел мой, барышня,

Дай поцеловать!

(На Пасхе)

Я – не муж, не жених твой, не друг!

Так вонзай же, мой ангел вчерашний,

В сердце – острый французский каблук

(Унижение)

В обоих случаях слово ангел является ласковым обращением, что подтверждается употреблением в словосочетаниях местоимения «мой».

В других блоковских стихотворениях ангелы выступают, как нематериальные существа, приближенные к Богу

Для определения авторских значений необходимо выделить основные семы слова «ангел», отразившиеся в словарном толковании его лексического значения: сверхъестественная сущность, близость к божеству, посланец бога, благоприятствование человеку. Различные контекстуальные сцепления со словом ангел приводят к появлению различных оттенков смысла

1.Ангел может быть наделен властью над природными стихиями: «ангел бури – Азраил», «бурный ангел». Он управляет стихиями:

Ангел поднял в высоту

Звезду зеленую одну

(«Свирель запела на мосту»)

2. Ангел выступает как исполнитель воли Бога, он «обладатель карающего меча», проводник воли Бога на земле:

Ангел, гневно брови изламывающий,

Два луча – два меча скрестил в вышине.

(«Влюбленность»)

И он идет из дымной дали

И ангелы с мечами – с Ним.

(«Сон»)

3. Ангел выполняет роль предвестника. Чаще всего в лирике Блока ангелы предвещают беду, отсюда выражения: «трубный ангел», «ангел поднял звонкую трубу». Направляющая функция реализуется в стихотворении «Сторожим у входа в терем»:

Ангел розовый укажет,

Скажет: «Вот она:

Бисер нижет, в нити вяжет –

Вечная Весна».

4. Употребление эпитетов при характеристике ангелов приводит к тому, что ангелы начинают выступать в лирике Блока как носители доброго, божественного начала, с одной стороны, или злого, дьявольского начала, с другой стороны.

Темные силы ангелов воплощаются в таких сочетаниях «темноликий ангел», «ангел, распростертый ниц», «могильный ангел», «падший ангел».

Доброе начало в образах ангелов подчеркивается Блоком в следующих оборотах: «ангел розовый», «светлый ангел», «чистый ангел».

5. С помощью определений поэт передает настроение, состояние: «тихий ангел», «печальный ангел».

6. В обращении лирического героя к возлюбленной «ангел - хранитель» подчеркивается ее близость к неземному.

Часто в лирике Блока ангелы выступают не как единичная сущность, а как множественность: «ангельские рати», «будут ангелы вздыхать», «ангелы слетели».

Помимо названия «ангел» в некоторых стихотворениях поэт уточняет чин ангелов – серафимы, херувимы, архангел.

§2. Отвлеченная сакральная лексика в лирике А.Блока.

Отвлеченная сакральная лексика представлена в лирике Блока следующими словами: дух, душа, грех, бог.

Мы остановимся на понятиях «дух», «душа», «бог»

ДУША

1. Внутренний, психологический мир человека, его сознание.

2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное , бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

4. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо (перен.)

5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях).

6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию (7. 183).

В поэзии Блока слово «душа» имеет различные значения.

1. В лирике Блока слово «душа» выступает как бессмертное начало в человеке, это реализуется в следующих строках:

Иду – иду – душа опять жива,

Опять весна одела острова.

(«Ночь тёплая одела острова»11 марта 1900 г.)

Наречие «опять» имеет значение «ещё раз, снова» (7. 458). В данном случае поэт указывает на то, что душа способна возрождаться, а возрождение – одна из категорий бессмертия.

В стихотворении, «Неведомому богу» Блок указывает на способность души оживать:

Не ты ли душу оживишь?

Не ты ли ей откроешь тайны?

Не ты ли песни окрылишь,

Что так безумны, так случайны?

(5 января 1900 г.)

На бессмертие души указывает наличие «вечно» рядом со словосочетанием «пламенная душа» в стихотворении «Окрай небес – звезда Омега»:

Так ты, холодная богиня,

Над вечно пламенной душой

Царишь и властвуешь поныне,

Как та холодная святыня,

Над вечно пламенной звездой.

В некоторых случаях душа выступает как смертная сущность.

2. Душа является тёмной стороной человеческой сущности: «чёрной душой гляжусь», «на дне твоей души, безрадостной и чёрной».

3. В лирике А.Блока «душа» может выступать как вместилище чувств или сознания человека. В этом случае понятие «душа» сближается с понятием сердца как символа души, переживаний, чувств, настроений. Это значение реализуется в таких блоковских сочетаниях: «в моей душе любви весна», «полнится душа тревогой ожидания», «душа влюблённая», «скорбит душа моя».

4. Душа как «сокровенная сущность человека». Реализация значения происходит за счёт употребления глаголов «отнять», «потерять», «взять» и другие, при которых душа является объектом действия: «он душу свою потерял», «душа встретила вступила в предназначенный ей круг», «душа не избежит невидимого тленья».

5. Двойник человека, его часть, наделённая способностью отделяться от тела. Это значение наиболее распространено в лирике Блока. Душа в данном случае выступает как самостоятельная сущность, здесь характерно использование слова «душа» в функции обращения: «Душа! Когда устанешь верить?…», «молчи, душа», «а ты, душа… душа глухая…».

6. Часто поэт наделяет душу качествами, свойственными человеку, тем самым подчёркивается самостоятельность души: «душа молчит», «душа усталая, глухая», «душа глухая», «усталую душу приучи», «плачет душа одинокая».

7. Употребление притяжательных местоимений в сочетании со словом «душа» приводит к тому, что «душа» осознаётся как неотъемлемая принадлежность человека: «моя душа проста», «а душа моя – той же любовью полна», «моей души вечерней». Особый случай представляет сравнение души с человеком в стихотворении «Сусальный ангел» (25 ноября 1909 г.).

Пускай лишь раз, былым дыша,

О Вас поплачет втихомолку

Шалунья девочка – душа.

8. Блок наделяет душу способность летать и сравнивает её с «золотой пчёлкой»:

И душа, летя на север

Золотой пчелой,

Вялый сон, в медовый клевер

Ляжет на покой.

9. В стихотворениях Блока душа, подобно человеку, ищет свою «половину», и способна откликнуться на зов другой души:

Душа молчит. В холодном небе

Всё те же звёзды ей горят.

Кругом о злате иль о хлебе

Народы шумные кричат…

Она молчит, - и внемлет криком,

И зрит далёкие миры,

Но в одиночестве двуликом

Готовит чудные дары,

Дары своим богам готовит

И, умащённая, в тиши,

Неустающим слухом ловит

Далёкий зов другой души

(«Душа молчит. В холодном небе»
3 февраля 1901г.)

Но помни, юная, в тиши

Моих равнин хранил я думы

И тщетно ждал твоей души,

Больной, мятежный и угрюмый.

(«Пройдет зима – увидишь ты»

21 сентября 1901)

10. Душа как совокупность неких черт, присущих сообществу людей – «душа народная».

ДУХ

Близким к понятию «душа» является понятие «дух». В словаре Ожегова С.И. приводится следующие определения:

Дух1.

1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действие.

2. Внутренняя моральная сила.

3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо.