Смекни!
smekni.com

Письменность (стр. 2 из 7)

Что вообще значит слово писать? История слов со значением ‘писать’ в разных языках показывает, как люди понимали это действие раньше, с чем его сравнивали, к чему возводили.

Выразить это значение в языках можно разными по происхождению глаголами, но их «биографии» часто оказываются похожими. Так, русский глагол писать первоначально связан с цветом и рисованием кистью (эта идея сохранилась в однокоренном слове живопись) и является родственником латинского pingere ‘рисовать кистью’. По происхождению он связан с другим русским словом пёстрый ‘цветной’, ‘многоцветный’. То же самое можно сказать о его родственниках в славянских языках, в литовском этот же корень связан не просто с цветом, а с цветом сажи, т.е. с чёрным (соответствующий глагол означает ‘рисовать’, ‘чертить углем’). Готский глагол me:ljan ‘писать’ изначально имел такое же значение (его близкий родственник – немецкое male ‘рисовать’). Латинское scribere ‘писать’ и родственные ему немецкое schreiben, английское toinscribe с тем же значением первоначально значили ‘вырезать’ (отсюда, кстати, и русское слово манускрипт, заимствованное из латыни, где оно означало ‘рукопись’). Более распространённый в английском языке глагол towrite ‘писать’ соответствует древнескандинавскому ri:ta ‘вырезать (руны)’ и современному немецкому ritzen ‘царапать’. Древнегреческое grapho ‘пишу’ (отсюда русские слова графика, орфография) – означало также ‘высекаю’ (его родственник – немецкий глагол kerben ‘делать зарубки’).

Итак, глаголы со значением ‘писать’, как правило, восходят к к корням либо со значением ‘вырезать’, либо со значением ‘красить’, ‘делать пёстрым’. И действительно, письменные знаки обычно чертят (рисуют), либо вырезают (выцарапывают). Конечно, в наши дни пишущие машинки, а затем компьютеры изменили процесс письма. Однако письмо всё равно связано с какой-либо поверхностью и выделенными на ней знаками.

ДОЛГИЙ ПУТЬ ПИСЬМЕННОСТИ

Д

ревнегреческий историк Геродот (V в. н.э.) рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вёл против кочевников скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Рассказ Геродота доносит до нас сведение не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Однако можно ли читать послание скифских царей письмом? И где вообще проходит граница между настоящей письменностью и её далёкими предками?

КАК СОЗДАЛИ ПИСЬМЕННОСТЬ

Ниже приводится отрывок из произведения американского писателя Генри Уолдсуорта Лонгфелло (1807-1882) «Песнь о Гайавате», которое было создано на основе индейских сказаний.

«При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведём свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают».

Так сказал себе однажды

Гайавата, размышляя

О родном своём народе

И бродя в лесу пустынном.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Гитчи Манито могучий

Как яйцо был нарисован;

Выдающиеся точки

На яйце – обозначали

Все четыре ветра неба.

«Вездесущ Владыка Жизни» -

Вот что значил этот символ.

Митчи Манито могучий,

Властелин всех Духов Злобы,

Был представлен на рисунке,

Как великий змей, Кинэбик.

«Пресмыкается Дух Злобы,

Но лукав и изворотлив» -

Вот что значил этот символ.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката - точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху, -

Знаком гнева и угрозы…

Так, в своих заботах мудрых

О народе, Гайавата

Научил его искусству

И письма и рисованья

На бересте глянцевитой,

На оленьей белой коже

И на столбиках могильных.

ПИСЬМО И НЕПИСЬМО

В

от русское письмо – письмо, вот английское – LITERATURE, греческое – ΣΛΩΘΔ. Точнее – письменные тексты, а само письмо – способ или средство, с помощью которого эти тексты создаются. Увидев их, никто не усомнится, что имеет дело с письмом. А как быть с детскими каракулями, рисунком – объяснением дороги, дорожными знаками, географической картой? Наверное, все согласятся, что детские каракули письмом не являются. Они, как правило, не содержат никакого сообщения. Это рисунок просто так, для удовольствия (во всяком случае, так думают взрослые). А письмо должно передавать информацию.

Географические карты, дорожные знаки и многие другие способы сообщения информацию передают, но это тоже не письмо. Нельзя сказать, что они позволяют записать конкретные высказывания. А письмо – это запись именно речи. Но будет ли письмом запись речи на магнитную ленту? Нет, письмо – только то, что можно увидеть глазами; это обязательно речь, запечатлённая на какой-либо поверхности. Попытка выразить рисунком или символическими знаками какую-нибудь мысль тоже не будет письмом; письмо предполагает систему, т.е. использование только заранее определённых знаков по определённым правилам.

Современное буквенное письмо кажется довольно простым и удобным. На самом деле оно вобрало огромное множество правил, условных соглашений и замечательных открытий. Корни письменности уходят в глубокую древность. Примерно с IX по II тысячелетие до н.э. люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни) для «записи» и учёта скота, т.е. открыли предметное письмо. Неясно, это предок современного письма или его родственник по боковой линии? Древние изобретения человечества, похожие на письмо (но письмом не являющиеся), называют предписьменностями. На основе некоторых предписьменностей возникло письмо. Другие так и остались тупиковыми путями человеческой мысли, из которых не развилось ничего нового, хотя своим целям – учитывать скот и передавать простые сообщения – они служили хорошо.

Не стали источниками письменности, например, палочки с зарубками. С их помощью когда-то указывали количество предметов – проданных, взятых в долг и т.д. иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым числом зарубок. Получалась «документальная запись» договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетённые из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие народы) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения.

Кипу (узелковое письмо) – это палочка или толстая верёвка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Для записи информации использовались не раковины, а узелки на шнурах. Значимыми являются цвет и длина шнура, а также количество узелков.

«МИР ВЕЛИК, КАК БАОБАБ!»

У некоторых народов Африки существовало предметное письмо в виде ожерелий из разноцветных бусинок, раковин, зёрен. С их помощью составляли послания – объяснения в любви, предупреждения об опасности, приглашения. У нигерийского народа йоруба о вынесении смертного приговора извещало своеобразное послание – яйцо попугая, подобно пяти апельсиновым зёрнышкам из одноимённого рассказа Артура Конан Дойла.

Интересным примером пиктографического письма является пословичное письмо народа эве, живущего на территории Нигерии и Ганы. Стандартные картинки использовали для записей (вернее, напоминания) «слов стариков», т.е. народной мудрости. Условные значки и картинки вырезали на сосудах из тыквы – калебасах. Вот примеры записи некоторых пословиц эве: