Большинство российских процессуалистов поддерживают точку зрения профессора Дорохова о том, что доказательства необходимо рассматривать в единстве фактических данных и процессуального источника этих данных.
Для того чтобы те или иные доказательства можно было использовать в доказывании, необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:
имелись фактические данные о предмете доказывания;
они должны быть получены из предусмотренного законом источника;
они должны быть получены в установленном законом порядке;
они должны быть в установленной законом форме.
Основные свойства доказательств:
Относимость
Допустимость
Достоверность
Достаточность
Относимость – связь содержания доказательства с обстоятельствами, подлежащим доказыванию по уголовному делу, на основании которой оно может быть использовано для установления этих обстоятельств.
Допустимость – пригодность доказательства для использования при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела (т.е. законность, возможность использования доказательств).
Правила установления допустимости доказательств:
"правило о надлежащем субъекте": доказательство должно быть получено надлежащим субъектом, т.е. лицом, правомочным по данному делу провести то процессуальное действие, в ходе которого это доказательство получено;
"правило о надлежащем источнике": доказательства должны быть получены только из источников, перечисленных в ч. 2 ст. 69 УПК, а в случаях указанных в законе – ст.ст. 79 и 122 УПК – из определенного вида источников;
"правило о надлежащей процедуре": доказательство должно быть получено с соблюдением надлежащей процедуры, т.е. с соблюдением требований закона относительно порядка проведения соответствующего процессуального действия и порядка фиксации его результатов;
"правило о плодах отравленного дерева": доказательства признаются недопустимыми, если они получены на основании других доказательств, добытых с нарушением закона;
"правило о недопустимости доказательств, содержащих сведения неизвестного происхождения": доказательства признаются недопустимыми, если сведения, составляющие их содержание, получены из неизвестного источника и не могут быть проверены;
"правило о несправедливом предубеждении" (только для суда присяжных): доказательственная сила проверяемого доказательства не может существенно превышать опасность несправедливого предубеждения.
При нарушении этих правил доказательство исключается из процесса доказывания как недопустимое.
Достоверность – соответствие действительности и фактических данных, полученных из предусмотренных законом источников. Достоверность доказательства – это результат тщательной проверки доказательств на предварительном расследовании и в суде.
Достаточность – это определяемая по внутреннему убеждению совокупность относимых, допустимых и достоверных доказательств, необходимых для установления обстоятельств преступления в соответствие с действительностью и вынесения обоснованных решений в процессе расследования и судебного разрешения дела.
4. Классификация доказательств
Классификация доказательств – это распределение их по различным основаниям на несколько групп или классов:
а) по отношению доказательства к предмету доказывания:
Прямые доказательства – такие фактические данные, которые непосредственно указывают на одно или несколько обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
Косвенные доказательства – это фактические данные, устанавливающие промежуточные факты, на основании совокупности которых делается вывод о существовании или не существовании обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Другое название косвенных доказательств – улики.
Особенность использования косвенных доказательства состоит в том, что они могут быть положены в основу обвинения только при наличии их достаточной совокупности.
б) по отношению к первоисточнику:
Первоначальные доказательства – фактические данные полученные непосредственно из первоисточника (показания очевидца).
Производные доказательства – фактические данные, полученные из других промежуточных источников, к которым, в свою очередь, фактическая информация поступила от первоисточника (например, копия документа, отпечаток следа и тому подобное).
Но это не означает, что производные доказательства хуже или слабее чем первоначальные. Они лишь должны быть подвергнуты тщательной проверке с учетом первоисточника.
в) по отношению к обвинению:
Обвинительные доказательства – фактические данные, на основании которых устанавливается виновность конкретного лица в совершении преступления или обстоятельства, отягчающие наказание.
Оправдательные доказательства – фактические данные, на основании которых опровергается обвинение, выдвигаемое против конкретного лица в совершении преступления или устанавливаются обстоятельства, смягчающие наказание.
Субъект доказывания обязан выявлять как обвинительные, так и оправдательные доказательства.
г) по характеру:
Личные доказательства – фактические данные, полученные от конкретного лица или группы лиц (показания, заключения экспертов, акты ревизий и проверок).
Вещественные доказательства – фактические данные, имеющие происхождение от материальных объектов, отображающие обстоятельства преступления в виде следов воздействия, изменения, наличия и так далее.
Некоторые процессуалисты, в частности Дорохов, выдвигают классификацию доказательств и делят их на достоверные и недостоверные. Однако с учетом того, что недостоверные фактические данные не смогут использоваться в доказывании, их вряд ли можно признать доказательствами, а, следовательно, такая классификация лишена смысла.
Не являются доказательствами результаты оперативно-розыскных действий и мероприятий до того момента, пока они не будут проверены и закреплены в уголовно-процессуальном порядке (ст. 11 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Виды доказательств перечислены в ч. 2 ст. 69 УПК.
Показания свидетеля – устное сообщение лицом известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, сделанное во время допроса в качестве свидетеля в установленном законом порядке.
Свидетель – самая многочисленная категория субъектов уголовного процесса. Свидетель, свидетельские показания есть в каждом уголовном деле.
Свидетелем может быть любое лицо, которому известны сведения имеющие отношение к делу. Но есть целый ряд исключений и эти исключения связаны:
с так называемым абсолютным свидетельским иммунитетом;
с относительным свидетельским иммунитетом.
В уголовном процессе иммунитет – это право не быть привлеченным к ответственности в случае совершенного в рамках закона отказа от дачи показаний.
Абсолютным свидетельским иммунитетом пользуются лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей ни при каких условиях и показания которых недопустимы в качестве доказательств (перечень в ч. 2 ст. 72 УПК):
защитник обвиняемого и подозреваемого – об обстоятельствах дела, которые стали ему известными в связи с исполнением обязанности защитника;
лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела;
адвокаты, представители профсоюзов и общественных организаций – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанности представителя.
Относительным свидетельским иммунитетом пользуются лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля без их согласия или прохождения специальной процедуры:
в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своих близких родственников и супруга";
священнослужитель вправе отказаться от дачи показаний об обстоятельствах, которые стали ему известны из исповеди (ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", п. 11 ч. 1 ст. 5 УПК);
депутаты Федерального Собрания РФ – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с депутатской деятельностью (ст. 19 ФЗ "О статусе депутата");
определенные ограничения существуют в допросе журналистов: "редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне; редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом" (ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации");
лица, пользующиеся правом дипломатической неприкосновенности, могут быть допрошены только по их просьбе или с их согласия; согласие испрашивается через МИД РФ;
не могут быть допрошены в качестве свидетелей без их письменного согласия лица, находящиеся в отношениях конфиденциального сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об обстоятельствах, связанных с этим сотрудничеством (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ "О государственной тайне").
Закон не устанавливает каких-либо возрастных ограничений для свидетелей. В случае необходимости в соответствующем процессуальном порядке могут быть допрошены и несовершеннолетние, и малолетние. Но необходимо помнить о критической оценке таких показаний.
Свидетель как процессуальная фигура, как источник доказательственной информации формируется самими обстоятельствами расследуемого события, поэтому он незаменим в процессе.