Смекни!
smekni.com

Россия и ВТО (стр. 5 из 7)

За последние полтора года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей страны в ВТО.

В период 9-14 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, в работе которой приняла участие российская делегация. В ходе конференции было принято решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров, которые затронут следующие области: сельское хозяйство, услуги, доступ на рынок несельскохозяйственных товаров, некоторые проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правила ВТО (вопросы применения положений ВТО в части антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров ВТО.

Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения, включая Россию. Однако решения о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически все направления нового раунда переговоров могут затронуть текущие и долгосрочные интересы России, а также ее положение в международной торговой системе после присоединения к ВТО.

Необходимо отметить, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные обязательства) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

8.Условия, выдвигаемые представителями ВТО по отношению к России.

Первого октября в городе Эвиан во Франции начал работу третий международный бизнес-саммит по проблемам присоединения стран СНГ к ВТО. Что касается России, то можно сказать, что полгода назад речь шла о скорейшем – не позднее 2003 года – вступления России в данную организацию, теперь же называется 2007 год. Ясно, что в официальных оценках сроков вступления нашей страны в ВТО произошел заметный сдвиг.

Перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным, обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата их безусловного выполнения.

Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так, большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг. Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как раз крайних мер не требуется.

Финансовый сектор не требует столь сильной защиты, на которой настаивает российская сторона. Сегодня в России действует двенадцати процентная квота на участие иностранных компаний на российском рынке, однако, фактически выбрана она не более чем на девять процентов. То есть иностранные банки не демонстрируют особенно сильного стремления проникнуть на российский рынок. Вряд ли с вступлением в ВТО что-то кардинально изменится. Западных банкиров интересуют в основном наши заёмщики. А они и так всем доступны через границу. Что же касается российских вкладчиков, то они им неинтересны, потому что уровень ставок привлечения в России сравнительно с Западом достаточно высок. Кроме того, Россия требует сохранить за Банком России возможность ввести ограничения на трансграничное оказание услуг

Такая же несогласованность у чиновников и представителей бизнеса и по вопросам страхования. Сегодня все основные риски и так перестраховываются за рубежом, а существенная часть страховых резервов размещается в иностранные активы, то есть вывозится за границу. От открытия страхового рынка мало что изменится. Кроме того, появятся более качественные и разнообразные услуги.

Отстаивая искусственные бесполезные требования, как в разобранном выше примере с банковским сектором, мы бесцельно теряем резерв уступок, которые можно «обменять» на действительно необходимые уступки наших контрагентов по переговорам.

Хотя существуют и другие взгляды на эти же самые проблемы. По словам заместителя министра экономического развития и торговли, курирующим переговоры по присоединению России к ВТО, Максима Медведкова, наша страна не может позволить себе полного открытия рынка страхования. Россия согласна лишь на постепенную либерализацию. При этом самые большие опасения у него вызывает то, что иностранцы смогут иметь доступ к наиболее привлекательным сегментам этого рынка – страхованию жизни и обязательному страхованию, чего допустить невозможно…

Медведков говорит о том, что по многим вопросам, касающимся товаров и услуг у Росси исчерпан переговорный процесс, что наша страна дошла до того рубежа, ниже которого опустится, не может. Уже два года подряд мы говорим о том, что присоединиться к соглашению о торговле авиатехникой Россия не может в силу того, что надо завершить реструктурирование авиапрома. Что касается автопрома – либерализация в течении ближайших лет невозможна, поскольку нам требуется высокий уровень таможенной защиты для того, чтобы привлечь иностранные и отечественные инвестиции и наладить выпуск нового хорошего автомобиля. Сначала члены ВТО требовали нулевых пошлин в автомобильном секторе, потом согласились на 5-10 процентные. Очевидно, что пять процентов рынок наш не защитят, мы требуем тридцати процентов.

Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема интеллектуальной собственности.

По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а следовательно и неприемлемо. Заставлять Россию приводить внутренние цены на газ в соответствии с мировыми – всё равно, что требовать у Испании компенсации за большое количество солнечных дней в году, или требовать от Греции продавать на рынках оливки по той же цене, что и в Норвегии. Относительно дешёвые энергоносители являются естественным преимуществом России и следствием естественно сложившейся структуры нашей экономики, и определение уровня цен на газ и свет является исключительно прерогативой нашей страны.

С сельским хозяйством всё по-прежнему довольно сложно. Позиция Россия по вопросам сельского хозяйства пока что не определена. В МЭРТе надеются, что Минсельхоз скорректирует свои требования по условиям членства в ВТО, и Россия в ближайшее время найдет компромиссное решение. Основные меры защиты отрасли должны быть нетарифные, относящиеся к так называемой «зеленой корзине» (ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ, НАУКА И ВНЕДРЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И Т.Д.). Мы пока практически никаких нетарифных мер защиты своему сельскому хозяйству не предложили. Защищаться же увеличением тарифов и прямыми субсидиями нам никто не позволит, потому как это относится к запрещенным ВТО «красным» мерам защиты, а во-вторых, на это нет бюджетных средств.

И наконец, опасения у экономистов вызывает подписание обязательного для членства в ВТО соглашения об интеллектуальной собственности. «С интеллектуальной собственностью вообще непонятно что делать, - считает председатель Всероссийского общественного совета по вопросам присоединения России к ВТО Константин Ремчуков. – У нас нет субъектов этой деятельности, нет внутренних институтов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, создается такое впечатление, что нам нечего представлять и нечего защищать. Эти отношения надо сначала отрегулировать внутри страны.»

Присоединение же к ВТО предполагает распространение национального режима на все виды иностранной интеллектуальной собственности независимо от того, охранялась она ранее на территории России или нет. И если раньше многие произведения, которые перепечатывались, воспроизводились на компакт-дисках или транслировались почти даром, а то и вовсе пиратски, то вступление в ВТО поставит крест на даровом пользовании чужим интеллектуальным продуктом.

9. Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей

Отраслевые последствия присоединения к ВТО для отделеных секторов российской экономики.

Высоко-технологичные отрасли

Вариантны, в зависимости от степени поощерения технического прогресса в стране
Пищевая

Пока не способна насытить рынок, обострение импортной конкуренции
Мебельная

Встает на ноги.
Важен каждый процент защитного тарифа
Фармацевтика

Обострение конкуренции, но потребитель может выиграть на качестве импорта
Металлургия

Конкурентоспособность будет зависеть от цен на товары и услуги естественных монополий
Химия

Обострение конкуренции по малотоннажным химикатам, автомаслам и косметике
Авто и авиа

Смогут "выжить" только при господдержке
Транспорт

Сохранение конкурентной ситуации
Связь и информатика

Обострение конкуренции, но к частичному выигрышу потребителя
Торговля

Сохранение ситуации в оптовом звене. В розничной торговли - наступление зарубежных супермаркетов.
Наука

ВТО мало что изменит. Главные проблемы: недофинансирование, утечка умов
Менеджемент, финансы

Смогут выжить лишь при господдержке, но потребитель выиграет от конкуренции

При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.